!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века — удельщина; в Новое время — абсолютная монархия, а в настоящий период — промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования

540

Глава 17. Россия в XIX в.

В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. — Н. 3.) учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей.

В государстве должны быть три власти («силы»), одна из них «действует в образовании закона, другая — в исполнении, третья — в части судной». Законодательная власть вручается Государственной думе; власть управления — министрам и правительству; судебная — Сенату и судебной системе. Но у Сперанского есть и четвертая власть, которая заключена в особе императора. Он называет эту власть державной и предусматривает для нее всеохватывающий диапазон действия: «...в порядке законодательном никакой закон не может иметь силы, если не будет утвержден державной властью. В порядке исполнительном все уставы и учреждения воспринимают силу и действие от утверждения державной власти. В порядке судном охранение правосудия и утверждение судей, избранием предназначенных, принадлежат державной власти. Державная власть на всем пространстве заключается в особе императора». Однако при всей силе державной власти Сперанский все-таки утверждает, что законодательная власть вручается двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава державной власти — монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их».

Реклама:
syntrax на protein-shop.ru

Три власти управляют государством подобно тому, как человек — своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Все они соединяются в Государственном совете. Государю необходимо «иметь Совет, сочиненный из мудрейших и более знания имеющих в делах» людей, которые смогут давать ему полезные советы и «отсоветовать колико возможно в вещах предосудительных государству и клонящихся к самовластью».

Формируется Государственный совет из «особ высочайшей доверенностью в сословие сие призываемых». В него входят четыре департамента: «законов, дел военных, гражданских и духовных, государственной экономии». Заседает Совет под председательством императора или кого-либо из членов по его лич-

1. М. М. Сперанский

541

ному назначению. Он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной думой.

По форме государственного устройства «Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным».

По своей административно-территориальной структуре Россия делится на области и губернии. Название «областей при-свояется тем частям империи, которые по пространству и населению своему не могут войти в общий распорядок управления». Таких областей пять: Сибирь; край Кавказский и Астраханский с Грузией; край Оренбургский; земли донских казаков и край Новороссийский. Вся остальная территория России делится на губернии, а они, в свою очередь, на округа и волости. Каждая административно-территориальная единица управляется выборным органом — думой, избранной местным населением из числа владельцев недвижимости. Дума заседает сессионно и обладает распорядительными полномочиями, а исполнительные функции вручаются избранному правлению. Систему дум завершает Государственная дума. Выборы в думы, за исключением волостной, многостепенные.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz