!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

7. Альтузий

199

философского (этического), теологического и юридического характера, без апелляции к добродетели, благочестию и праву.

С точки зрения Альтузия, исключительно политика (и никакая другая дисциплина) призвана заниматься проблематикой высшей власти в государстве — «публичном всеобщем союзе». Такая власть изначально присутствует в человеческом общежитии, разделяя людей на властвующих и подвластных. Данное разделение неотменимо, ибо оно вытекает из самой природы человека. В вопросе о распределении власти в обществе, о ее собственниках, носителях, пользователях Альтузий занимает совсем иную позицию, чем, например, его старший современник Ж. Боден. Альтузий твердо убежден в том, что высшей властью в государстве, суверенитетом обладает только и единственно весь народ страны. Высшая власть есть безраздельная собственность народа, «и никто никогда не может претендовать на нее в качестве отдельного лица». Тот же, кто стремится узурпировать принадлежащий народу суверенитет, рискует стать самозванцем или даже тираном.

Отношение народа к тем, кто властвует в государстве, должно, по Альтузию, выстраиваться примерно так, как в кальвинистской церкви строится отношение между паствой (мирянами) и пастырями (священнослужителями). Известно, что Ж. Кальвин считал церковь одним целостным обществом всех верующих: руководители церкви, избираемые верующими, действуют лишь в силу и в пределах полученных от паствы полномочий. На подобный манер и правители в государстве по договору с народом получают от него ряд прерогатив. В конечном счете тот же народ дает полномочия отдельным лицам или коллегиям на отправление ими тех или иных публично-властных функций.

Альтузий ясно сознавал, что и такая форма организации государства не исключает вероятности злоупотреблений властью. Они превращаются в скверную реальность, когда управители переходят за границы им отведенного: во-первых, совершают то, что запрещено Богом; во-вторых, ищут от выполнения предоставленных им полномочий своей личной, собственной выгоды, а не действуют ради достижения общего блага. Чтобы предотвращать и пресекать злоупотребления властью, Альтузий проектирует создание института эфоров, должностных лиц, непосредственно избираемых народом и обязанных прежде всего охранять и защищать свободы и права народа. Допускается и

200

Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации

отказ самих подданных от выполнения указаний управителей, если в этих указаниях наличествует безбожное и несправедливое начало. Принципиальное значение имеет следующее положение автора «Политики...»: «Взаимное наблюдение, контроль, цензура между носителями высшей власти и эфорами, правителем и сословиями позволяют сохранять в государстве добрый порядок, предохраняют от опасности, ущерба, всяческого зла». Защита подобных идей дает основание видеть в Альтузии не только убежденного сторонника демократически-республиканского строя, но и одного из предтеч тех, кто позднее приступил к углубленной разработке концепции разделения властей.

Совместное существование людей, составляющих общественное целое, тем независимей от внешних факторов, тем оно внутренне прочней и упорядоченней, чем укорененней и эффективней в ней ш яутЫоИсит (право симбиотики, т. е. совместной политической жизни людей). Это общее право живущих совместно людей регулирует, с одной стороны, управление общественной жизнью, а с другой — участие членов сообщества в обязательствах и в обладании общими благами.

Право неизменно было в центре внимания Альтузия, при этом его интерес вызывали по преимуществу проблемы установления системы права, полного описания научных знаний о праве. Этому посвящен труд «Три книги науки о праве. Полное и всеобщее право, методически изложенное с параллельно рассмотренным иудейским правом» (1617).

Построение системы права осуществлялось им с помощью того метода, который базировался на следующем принципе: сначала идет общее определение предмета, затем последовательный анализ все более и более частных его моментов. Производится такой анализ посредством дихотомического (двойного) деления каждого исследуемого момента. Вся система права (и знания о нем) делится Альтузием на две части: общую и особенную.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz