!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

1. Первые элементы рационалистической рефлексии о природе политики и права возникают в I тысячелетии до н.э. в древних культурах Индии, Китая, Греции в эпоху экономического и культурного переворота, трансформировавшего традиционные креационистские мифы, объяснявшие божественное происхождение государства и царской власти и их место в мироздании. Уже в мифах Древнего Ближнего Востока (Египет, Месопотамия) «вечная царская власть», дарованная богами людям при сотворении Мира, представлена как гарант справедливости и порядка, являющихся отражением вечной божественной Справедливости (в древнеегипетских мифах, вечная справедливость - «маат» одновременно ассоциировалась и с образом справедливого суда). Культурам древневосточных деспотий, представлявших самую раннюю форму перехода от первобытной общины к цивилизации, свойственен глубокий консерватизм и традиционализм. Отсутствию твердых сословных граней соответство-

54

вал мировоззренческий униформизм, предполагавший единство взглядов Правителей и управляемых. В идеологии древнейших традиционных обществ преобладают глубокий пессимизм в восприятии окружающей действительности, негативное отношение к самой возможности социальных изменений, пассивность, превращающая человека в пленника ритуала, закреплявшего существующий порядок вещей. В ранних памятниках литературной письменности подобная социальная и идеологическая ситуаций нашла выражение в диаметрально противоположных мотивах. В нравоучениях, прославляющих «благонравную жизнь» и в «нигилистической альтернативе», отвергающей любые традиционные ценности и институты. Своеобразным синтезом этих жанров становится оформившаяся в Древнем Египте эсхатологическая литература (например, «Речение Ипусера», «Пророчество Нефертити»), создатели которой мрачно пророчествовали о наступлении эры всеобщего краха государства, переворота вверх дном всех социальных отношений,

На протяжении тысячелетий любые попытки осуществления реформ в государствах Ближнего Востока проводились под флагом реставрации «древней справедливости», например, реформы Уруи-нимгины в Лагаше в III тыс. до н.э. Новый правитель, вероятно, избранный народным собранием, провел реформы, облегчавшие положение рядовых общинников. Храмам были возвращены отнятые у них прежним царем - Лугальандой земли, отменены торговые сделки, восстановлены права мелких жрецов и зависимых от них храмовых работников. Вовсе не будучи радикальными, эти реформы были объявлены возвращением к «прежнему» или «божественному» закону, продолжавшему существовать «на небе», несмотря на все злоупотребления и «возвращенного» правителем-реформатором на землю.

Реклама:
радио охрана

Та же тенденция отчетливо просматривается и в древнееврейской пророческой литературе, канонически закрепленной в Библии (Амос, Иеремия, Иезекииль, Исайя и др.). Призванная объяснить причины обрушившихся на народ Израиля несчастий, пророческая мысль постоянно вращается вокруг двух крайних пунктов, определяющих начало и конец священной истории «избранного народа», т.е. вокруг «завета» - договора (берит), впервые заключенного Яхве со спасенным от потопа Ноем и неоднократно возобновляемого им с вождями и законоучителями - Авраамом, Моисеем, Давидом и т.д. и вокруг грядущего спасения, которое, однако, Бог пошлет людям лишь после того, как тех постигнет справедливое возмездие за нарушение завета. Возврат к правлению Яхве (т. е. к режиму теократии), который наступит в результате искупления описывается в пророче-

ских книгах в виде грандиозной утопической картины наступления эры всеобщего изобилия и счастья.

2. История политической мысли древней Индии охватывает примерно полтора тысячелетия до начала VI или VII в.в. н.э. Первыми памятниками древнеиндийской мысли (эпоха Вед 1500-600 г.г. до н.э.) были, как и у других народов священные тексты. Ранняя и более поздняя литература, посвященная вопросам религии, политики и права, традиционно подразделялась на «шрути», т.е. услышанное через божественное откровение в противоположность «смрити» - запомненное, приписанное конкретным мудрецам. Веды представляют собой собрание религиозных и ритуальных текстов (самхиты), состоящих из четырех сборников. Наибольший интерес для истории политической мысли представляют две самхиты - «Ригведа» и «Атхарваведа». С «Ригведы» берет начало концепция всемогущего космического, или божественного закона - риты, которому одинаково подвластны и люди, и боги. Выполнение риты обеспечивается могущественным богом Варуной и его помощником Митрой с помощью закона (дхармы).


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz