!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Эрлих не отрицает, что норма для решения спора может быть найдена в законе. Но считает, что это случается редко, так как правовые предписания законов очень быстро отстают от динамики жизни.

Эрлих признавал за судьями творческую роль в отыскании права. Проанализировав деятельность первых судей

Верховного суда США (Маршала, Холмса), он пришел к выводу, что в отправлении правосудия решающую роль играет свободное слово высокообразованных юристов, а не

«мертвые параграфы» закона.

185

Е. Эрлих - автор концепции «свободного судейского отыскания права». Она была разработана в связи с проблемой преодоления пробелов в праве. Эрлих предлагал судьям заменить логическую дедукцию, основанную на тексте нормы (принцип «юриспруденции понятий»), индукцией, основанной на социальных данных и интуитивном чувстве справедливости.

Первая мировая война помешала распространению фундаментальной работы Эрлиха «Основы социологии права». Впервые она была переведена на английский язык в 1933 г. и вышла в свет с предисловием американского правоведа Роско Паунда, получив признание в США (социологическая юриспруденция, реалистическая школа права).

Эрлих оказал влияние на французского правоведа Жоржа Гурвича (долгое время жившего в России), который развил идеи правового плюрализма.

16.2. Политико-правовая теория солидаризма Леона Дюги

Леон Дюги (1859-1928) - французский социолог, профессор права университета г. Бордо, представитель политико-правового учения солидаризма.

Эпоха. В начале XX в. наметилась тенденция к сближению поначалу резко противостоящих между собой правовых идеологий гражданского общества. Ряд буржуазных

теоретиков обосновывает преобразование современного им

права и государства в духе идей «социализации собственности» и «социальной солидарности», согласующей интересы разных классов гражданского общества.

Биография. Родился в Либурне близ г. Бордо, в семье юриста. С 1886 г. и до конца своей жизни преподавал на юридическом факультете в г. Бордо, одном из известных университетских центров Франции.

Логическим основанием политико-правового учения Дюги послужили идеи Огюста Конта (1798-1857), основателя социологии как науки, автора понятия «солидарность»; Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который считал

общественное разделение труда основой солидарности

между классами.

Л. Дюги не признавал теорию «научного социализма» Маркса. Дюги считал, что:

186

— > «учение о борьбе классов есть отвратительная доктрина»;

—> «мы не идем к уничтожению одного класса другим, а напротив, к режиму координации и иерархии классов».

Основныеработы: «Государство, объективное право и позитивный закон», «Курс конституционного права».

Содержание политико-правового учения. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это социальные существа, они связаны между собой в силу общности потребностей и общественного разделения труда. И

потому объективным становится факт солидарности. Солидарность — это закон функционирования общества.

Факт солидарности начинает осознаваться людьми и порождает социальную норму — норму солидарности.

Норма солидарности — это не норма морали, а правовая норма, поскольку она касается только внешних проявлений человеческой воли. Норма солидарности стоит выше государства и позитивного законодательства, которые лишь служат для ее осуществления. Эта норма права изменчива, как и само человеческое общество.

Смысл этой правовой нормы: «Норма права возлагает

на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности и делать все для развития этой солидарности».

Проект позитивной организации общества. Дюги предполагает создание нового общественного и политического строя на основе:

-> признания за индивидами только социальных обязанностей;

—> отрицания за индивидами субъективных прав. Индивид представляется Дюги:


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz