!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Киля, Гессена, Вены и Геттингена.

Эпоха. Процесс образования Германской империи. Вторая половина XIX в. — становление социального и трудового законодательства. В Германии в 80-х гг. XIX в. были введены всеобщее страхование по болезни, от несчастных случаев, система инвалидного и пенсионного страхования. Государство и право становились институтами, все более отражающими интересы общества.

Биография. В течение полувека (1842—1892) был профессором права в университетах Базеля, Ростока, Киля, Гессена, Вены и Геттингена. Правовая мысль Иеринга —

многогранного и страстного мыслителя — вначале формировалась под влиянием «юриспруденции понятий». Эта правовая школа изучала право в отрыве от социального контекста, сводилась к интерпретации законодательства, использовала дедуктивно-логические операции с правовыми понятиями. Впоследствии Иеринг разошелся с этой

школой. До 60-х гг. XIX в. Иеринг разделял взгляды представителей исторической школы права, но затем критически пересмотрел ее основные положения.

Иеринга причисляют к представителям социологической школы права. Он впервые системно изложил свои

174

взгляды в докладе «Борьба за право», прочитанном в Вене в 1872 г., в котором прослеживается сильное влияние философии Монтескье, Канта и Гегеля.

Логическое основание политико-правового учения. Правовое учение Иеринга формировалось как теоретическая оппозиция взглядам представителей «юриспруденции понятий», исторической школы права и отчасти — юридического позитивизма. В его творчестве прослеживается

сильное влияние философии Монтескье, Канта и Гегеля.

Основныеработы: «Борьба за право», «Цель в праве».

Содержание политико-правового учения. Критика «юриспруденции понятий». Иеринг считал, что «юриспруденция понятий» — это лишь «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни. Он пришел к выводу, что «не жизнь существует ради понятий, а понятия — ради жизни».

Критика исторической школы права. Иеринг, соглашаясь с тезисом исторической школы о закономерности развития права, предложил тем не менее диаметрально-противоположное понимание этого процесса: право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством

борьбы, а отнюдь не является продуктом бессознательного

и мирного развития «народного духа» (табл. 15.1).

Реклама:
Ноутбуки IBM Lenovo - lenovo. Ноутбук Lenovo IdeaPad.

Борьба за право. Долгое время, по мнению Иеринга, право развивалось в ожесточенной борьбе классов и сословий, которые стремились закрепить в законодательстве свои интересы: «Все великие приобретения, на которые может указать история права: отмена рабства, крепостного

состояния, свобода земельной собственности, промыслов,

вероисповедания и пр., — все это пришлось добывать лишь таким путем ожесточеннейшей, часто целые столетия продолжавшейся борьбы, и путь, по которому шло при

этом право, нередко отмечен потоками крови...».

Такое «кровавое» развитие права как борьбы классов и сословий Иеринг относит к прошлому. Современную ему

борьбу за право он толковал лишь как необходимую борьбу за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом.

Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность

«правомочного».

1. Перед самим собой: «Защита собственного существования есть высший закон всего одушевленного мира; он

175

Таблица 15.1

Сравнение постулатов исторической школы права с концепцией права Р. Иеринга

Историческая школа права

Концепция права Р. Иеринга

Право развивается

безболезненно,

мирно

Право завоевывается в борьбе:

• «цель права — мир, путь к нему — борьба»;

• «жизнь права есть борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов. Это безостановочная борьба целых народов >>;

• «в борьбе обретешь ты право свое. Без борьбы нет права, как без труда нет собственности»

Право раскрывается как цветок, органично, незаметно

Право бурно меняется: • траво — это Сатурн, пожирающий собственных детей. Чтобы обновиться, праву необходимо отказаться от собственного прошлого»

Источник развития права — безличный народный дух (Уо1к^е]$1)

Право развивается под воздействием конкретных интересов, двигающих человеком и заставляющих его ставить цели, осуществимые при посредстве права: «Цель —■ творец права»

Положительное отношение к обычаю как источнику права, скепсис по отношению к законодательству

Отрицательное отношение к обычаю и возвышение роли законодателя как сознательного творца права. Право — это «разумная политика власти». Иеринг отходит от консерватизма исторической школы права

проявляется у каждого создания в инстинкте самосохранения. Для человека дело идет не только о физической жизни, но вместе с тем о его моральном существовании, а одним из условий последнего служит отстаивание права».


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz