!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

хозяевами собак: «Когда ваша собака делает что-либо, от чего вы хотите ее отучить, вы ждете, пока она это сделает, а затем бьете ее за это. Таким способом вы создаете законы

для своей собаки, и таким же способом судьи создают право для нас. Они не скажут человеку заранее, чего он не должен делать, они не позволят, чтобы ему об этом было сказано, они лгут, пока он не сделает чего-либо, что, по их словам, он не должен был делать, а затем повесят его за

это. Каким же образом тогда каждый человек может познать это собачье право?». Бентам выступал сторонником кодификации права, видя в ней средство преодоления недостатков системы прецедентного права.

Идеальная форма правления государства. Вначале он

выступал сторонником конституционной монархии. Бентам обращался к европейским монархам с предложением провести реформу права, в основе которой лежали бы принципы утилитаризма. Однако его предложения не получили у них поддержки. Затем он стал отдавать предпочтение республике как форме правления, способной достигнуть «наибольшего счастья наибольшего числа лиц».

В республике учредительная власть должна принадлежать народу и состоит прежде всего в праве народа избирать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования.

Законодательная власть должна принадлежать парламенту — однопалатному органу. Депутаты парламента не-

152

153

сут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбуждения в отношении них уголовных дел.

Исполнительная власть принадлежит должностным лицам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.

Политико-правовые взгляды И. Бентама оказали большое влияние на западную политико-правовую мысль и юридическую практику. Его идеи легли в основу ряда реформ права в Англии. Правовые взгляды Бентама повлияли

на становление школы юридического позитивизма в Англии (Дж. Остин), они были знакомы также М.М. Сперанскому и декабристам.

13.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана

Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767—1830) —

французский политический деятель. Представитель идейного течения либерализма.

Эпоха. Якобинский террор времен Великой французской революции (1789—1799 гг.) и военный деспотизм Наполеона I подтолкнули мыслящих людей к осознанию значимости гарантий индивидуальной свободы от произвола

государства с любой формой правления. Именно в это время формируется учение политического либерализма Б. Конста-на, в рамках которого он стремится обосновать принципы конституционного государства, где свобода индивидов ограждена от произвола государства.

Биография. Родился в Лозанне, куда семьи его будущих родителей эмигрировали из Франции по религиозным причинам. Получил домашнее образование. В тринадцатилетнем возрасте он пытался поступить в Оксфордский университет, но не был принят по причине столь юного возраста, позднее окончил Эдинбургский университет, в

котором сформировались основы его представлений о свободе. Испытал на себе влияние теории Адама Смита и практики британского конституционализма.

Логическое основание политико-правового учения.

Сформировалось под воздействием доктрины британского конституционализма и идей французских просветителей.

Основные работы: «О действиях террора», «О политических реакциях», «Об узурпации», «Принципы политики,

пригодные для всякого правления», «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов», «Курс конституционной политики».

Содержание политико-правового учения. Понятие индивидуальной свободы. В своих работах «Об узурпации» и «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов» Констан вырабатывает новое понятие свободы, которое

уже соответствует запросам современного ему индустриального общества XIX в. До Констана многие публицисты, пишущие на тему свободы, ориентировались на опыт античности. Констан же не идеализирует античную свободу, которая сводилась к политической свободе: гражданин древних полисов мог гордиться своей личной причастностью к принятию важных государственных решений. Но фундаментом античной политической свободы было рабство и она была обусловлена небольшими размерами античных государств-полисов: «В античных республиках благодаря малости занимаемой ими территории каждый гражданин обретал в


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz