!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Государство как система власти хочет создать такого человека, который был бы хорошим подданным. А хороший подданный тот, кто покоряется властц ив то же время стремится к активному участию в самой ее системе, поскольку он же ее формирует. Другими словами, государство хочет, чтобы его граждане были умелыми начальниками и усердными подчиненными. Поощряя распространение идеологии власти и стимулируя стремление к ней соответствующей системой вознаграждения, государство тем самым способствует моральной дискредитаций человека.

Особенно это характерно для тоталитарных режимов, где правители относятся к своим гражданам, как к детям, которых нельзя принимать всерьез и давать самостоятельность, а себя выставляют вроли отцов, которые Вправе учить жить. Словосочетание «отец родной» по отношению к главе государства вполне выражает суть данной претензии. А если «дети» не хотят оставаться детьми, полицейский аппарат накажет за проступки.

В век внешней формальной организованности каждый занимает в иерархии отведенное ему или с трудом добытое место, вы-

1 Там же. С. 697.

185

Политология

полняя обязанности подчиненного по отношению к вышестоящему и начальника по отношению к стоящим ниже. Будучи таким двойником, начальник-подчиненный несет в себе явное Противоречие, потому что вынужден одновременно иметь волю, чтобы руководить, и не иметь ее, чтобы Подчиняться.

Умный человек вполне все это осознает, а если он к тому же совестливкй, то переживает. Он понимает, что власть, которая основывается на внешнем принуждении человека к подчинению под влиянием, безвыходности его положения или глупости, безнравственна. Совесть человека восстает против насилия, и его желание может быть только одним: скрыться с глаз всесильного начальства и забиться в угол. Видящий и воспринимающий сердцем всю не-подлинность пирамиды влаети сознательно или невольно становится лишним человеком, если не поднимается на борьбу с несправедливостью.

Воспетая Ницше воля к власти ведёт к моральной и духовной деградации людей, поддавшихся этому искушению. Чем выше поднимается человек по служебной лестнице, тем менее он способен к истинной дружбе и любви й достоин доверия. Кому в этих условиях легче пробиться наверх? Прежде всего людям, лишенным Нравственного чувства, тем, кто смог создать себе и взять на вооружение соответствующую систему оправдания. Рассуждают, к примеру, Так: высшей истиной и источником развития является борьба противоположностей. Человек не в! состоянии отменить этот всеобщий закон, поэтому надо следовать ему как можно лучше и бороться как можно беспощадней. Эта общая концепция конкретизируется в необходимость классовой борьбы пролетариата за освобождение или борьбы наций за жизненное пространство. В такой конкретизации данную систему оправдания принимают не только отдельные люди, но и социальные группы, целые нации, и в результате — бесконечное кровопролитие...

В работах политиков, претендующих на стремление осчастливить весь Мир, мало упоминаний о нравственности. Если и есть, то в таком Духе: «Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата»1. Этим дается ответ на вопрос, почему нравственность как таковая остается на втором плане. А если считать, что светлое будущее объективно обеспечено, то зачем вообще нужна мораль? Если к тому жеуона относится к надстройке? Цель большевиков — расшатать моральные устои, поставить на место библейских заповедей мораль бес-

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 309.

186

Политика и мораль

прекословного послушания, доносов и слежек. Нарушавшие заповеди, сформировавшиеся в ходе тысячелетнего развития человечества, оказались, по официальной терминологии, «друзьями народа», а следующие им — «врагами народа». В результате изменялась бытовая мораль, что вело к росту преступности, числа разводов и неполных семей. Вывод: без социальной справедливости не построишь ни коммунизм, ни его материально-техническую базу. Учитывающая это политика непременно должна быть, если хочет привести человечество к счастью, моральной. Идеальным вариантом взаимодействия политики и морали было бы создание справедливого общества, основывающегося на принципе справедливости. «Справедливость '— это первая Добродетель общественных институтов, точно так же как истина — первая добродетель систем мысли», — писал создатель «теории справедливости» Дж. Ролз. Традиционная политическая этика — это этика авторитарно-патриархальной заботы. Ее лучше всех выразил Конфуций. Но в современных условиях она редко задействована. Пунарин формулирует следующие правила «честной игры» в политике: .


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz