!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Второй причиной следует назвать социальную, а именно становление в Древней Греции новой формы общественного устройства, получившей название демократии (в буквальном переводе «власть народа»). Оно приобщило к управлению государством если и не самые широкие массы населения (все-таки это было рабовладельческое государство), но всех совершеннолетних граждан полиса (в их число не входили женщины, чужестранцы и рабы). Проблема управления существовала, конечно, и в других странах, но там она решалась узким кругом лиц, принимающих решения. А в Древней Греции действительно стало возможно говорить о политике как широкой сфере общественной жизни, потому что каждый гражданин демократических городов-государств должен был уметь заниматься ею. Отметим, что слово «полис» однокоренное со словом «поли», означающим «много», и, возможно, произошло от него (полис — город, в котором живет много людей). В слове «политика» можно услышать, уловить и такой смысл: в управлении государством участвует много людей.

У афинян не было термина для обозначения государства. Словом «полис» обозначались и государство, и общество. Поэтому выражение Аристотеля «человек — существо политическое» можно перевести как «существо общественное» или «существо государственное». Гражданин в Древней Греции — человек, занимающийся политикой (по-гречески «politas»), так как город есть по-

10

Демократия в Афинах

лис. Занятие политикой считалось до такой степени обязательным и само собой разумеющимся делом для гражданина, что человек, не питающий интереса к политике и погруженный лишь в свои частные дела, назывался «идиот» — понятие, противоположное гражданину.

Древняя Греция была богатой, процветающей торговой страной, вызвавшей к жизни новую форму правления. Демократия возникла из аристократии — формы правления, когда к власти допускалась часть граждан, а аристократия, в свою очередь, выросла из монархии — власти одного. Как осуществлялось демократическое правление и что оно собой представляло?

3 о Демократия в Афинах

Демократия Древней Греции не похожа на существующую в современном мире. Это было то, что в наше время получило название прямой демократии, а также демократии участия. Когда мужчине, родившемуся в Афинах, исполнялось 18 лет, он приносил присягу на верность полису и отныне считался гражданином Афин. Всеми гражданскими правами в Афинах пользовались с 20 лет, когда юношей вносили в список Народного собрания, за исключением доступа к должностям, что допускалось с 30-летнего вбзраста. Правом и обязанностью всех свободных граждан было собираться на главной площади города (это называлось Народным собранием) и совместно обсуждать наиболее важные политические вопросы — объявления войны, заключения мира и т.п. Каждый мог выступить с обоснованием собственной точки зрения. Всех желающих выслушивали и большинством голосов принимали решения. Древние греки умели и владели искусством выражать свои мысли, что необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город и проповедовать свои взгляды там.

У истоков афинской демократии стоял выдающийся политический деятель Перикл (ок. 490—429 до н.э.). Обосновывая необходимость и значение демократии, Перикл говорил: «Для кашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что

11

Политология

же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним, и повинуемся властям и законам, в особенности установленным в защиту обижаемых, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным»1.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz