!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Проблему государственного суверенитета обосновал французский политический мыслитель Ж. Боден (1530—1596) в полемике с католической церковью, которая претендовала на высшую власть в государстве. Боден считал, что само государство должно обладать самостоятельностью в принятии решений, касающихся государственных дел. За пределами его рассмотрения остается вопрос о том, обладают ли суверенитетом те люди, которые наделены правом принимать политические решения, или же весь народа живущий на данной территории. Ж.-Ж. Руссо, о котором пойдет речь ниже, отвечал'— весь народ. Суверенитет делится на внутренний и внешний. «Внутренний суверенитет означает право без чьего бы то ни было вмешательства решать вопросы, касающиеся собственных граждан. Внешний суверенитет означает право заключать имеющие обязательный характер соглашения (договоры) с другими государствами»2. Суверенитет никогда не бывает абсолютным, и в эпоху глобализации он имеет тенденцию к снижению.

1 Там же. С. 328.

2 Алмонд Г., ПауэллДж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002. С. 19.

50

Гражданское общество Д. Локка

• Гражданское общество Д. Локка

Гоббсов Левиафан защищал людей друг от друга. Но что защищает человека от Левиафана? На этот вопрос ответил Д. Локк (1632—1704). Каждый человек в отдельности защититься не сможет. Необходима общественная структура. Ее он назвал гражданским обществом.

Под гражданским обществом в широком смыслу можно понимать совокупность всех людей, являющихся подданными государства, но не входящих во властную элиту, принимающую политические решения или борющуюся за власть. В этом смысле гражданское общество существует в любом государстве. В узком смысле под гражданским обществом понимается совокупность общественных объединений, не входящих в политическую систему. По наличию или отсутствию таких объединений можно делать вывод о наличии гражданского общества в данном государстве.

Локк пытается вырваться из порочного круга — либо беды анархии, либо беды диктатуры. «Он отражает характерное для буржуазного (мещанского) сословия подозрительное отношение к политике как сфере опасных стихий и страстей, которые необходимо сузить и заковать в границы»1. Локк — за ограничение вмешательства политики в межчеловеческие отношения и в этом смысле является предтечей современного либерализма.

Локк занимал промежуточную позицию между Т. Гоббсом и Ж.-Ж. Руссо по поводу моральной характеристики «естественного состояния». «И если Гоббс полагал, что государство должно быть Левиафаном — благожелательным диктатором, которому граждане должны уступить всю свою власть, то Локк поддерживал идею ограниченного правительства»2. Эта концепция получила название «государство ночного сторожа». Такое государство обеспечивает порядок, когда необходимо, и защищает граждан, если они подвергаются нападению, однако не препятствует им в их хозяйственной и бытовой деятельности, когда та протекает в рамках закона, т.е. вмешивается в естественные взаимоотношения людей в минимально необходимой степени (государство-минимум).

«Для правильного понимания политической власти и определения источника ее возникновения мы должны рассмотреть* в каком естественном состоянии находятся все люди, а это — состоя-

1 Панарин А. С. Указ. соч. С. 32.

2 Алмонд Г., ПауэллДж., Стром К., Далтон Р. Указ. соч. С. 22.

51

Политология

ние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли. Это также состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, — никто не имеет больше другого»1. Локк подходит здесь к формуле Великой французской революции — свобода, равенство, братство. Но его основная посылка — естественное состояние человека — абстрактна, так как в таком состоянии человек никогда не находился. Цель введения такой абстракции — снять некоторые ограничения феодального общества, без которых можно обойтись в обществе буржуазном. За естественное принималось социальное мироощущение и статус определенного сословия — буржуазии, в среде которой сделки могут иметь характер взаимовыгодного, рационального обмена, предпосылкой чего служит равенство общественно-правового статуса сторон и их взаимная независимость.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz