!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Трудность заключается в том, что принять закон об отзыве должны сами депутаты, но они не заинтересованы в том, чтобы принимать законы, направленные, по сути (или могущие быть использованными), против них самих. Эта ахиллесова пята демократии неоднократно подвергалась законной критике, и сами критики не только требовали соответствующих изменений, но включали их в свои программы (например, в программе большевиков говорилось об отзыве депутатов). Но это так и оставалось на бумаге. Причина в том, что контроль за деятельностью выборных органов и право их отзыва всерьез ударяет по власти элиты. Без его решения, однако, вряд ли можно относиться серьезно к названию нынешних режимов демократическими.

Как сделать, чтобы деятельность выборных представителей была в интересах всех? За это отвечает государство. Оно может контролировать любые виды деятельности, но ему трудно контролировать самого себя. Здесь возникает ключевой момент — контролирование государства гражданами. Попытки его осуществления делались со времен Великой хартии вольностей, которую можно назвать «Великой хартией контроля», и в настоящее время это остается одной из важнейших политических задач и проблем политологии» Например, предлагается использовать с этой целью гражданскую власть1.

1 См.: Буренко ВЖ Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы. М., 2001.

Раздел 10

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ И ЕЕ БУДУЩЕЕ

Политическая культура и национальный характер

В данном разделе рассмотрим вопрос о наличии национального характера и типов общества применительно к русской нации. Среди черт русского национального характера выделяют всечело-вечность (Ф.М. Достоевский) — способность жить не только своими индивидуальными и национальными интересами, но интересами всего человечества; максимализм — стремление к претворению в жизнь определенного социального идеала, причем в исторически кратчайшие сроки (вроде построения коммунизма к 1980 г., как было записано в Программе КПСС); мессионизм — вера в то, что именно Россия воплотит в жизнь всечеловеческий идеал своими силами и впервые у себя, осветив дорогу к нему миру; способность к самопожертвованию личными интересами ради достижения вселенского счастья.

В русском национальном характере отмечают большое число дихотомических черт: долготерпение (которое в социальных опросах начала XXI в. встречается наиболее часто, и которое прекрасно используют власть имущие) и склонность к бунту, жестокому и беспощадному; догматизм мышления (по H.A. Бердяеву) и некритическое доверие к модной фразе; настороженное отношение к иноземцам и порой низкопоклонство перед ними.

Среди социально важных черт отмечают соборность, крллек-тцвизм — стремление действовать сообща, миром (в экономическом разрезе это община и артель, в политическом — монархия, в духовном — единомыслие, доходящее до выделяемых А.А.Зиновь-евым законов коммунальное™); слабость рациональных черт в русском менталитете (отмеченную в статье ученого И:П. Павлова «о русском уме»); широту характера и резкие эмоциональные перепады, что принципиально отличает русский национальный характер и от западного, характеризующегося индивидуализмом, рациональностью, стремлением к потребительству и материальному благосостоянию, и от восточного, характеризующегося созерцательностью,- чувствительностью, сознанием долга,

231

Политология

Соборность в идеальном смысле можно назвать положительной тоталитарностью, когда все добровольно следуют одним й тем же установкам. Аналогом такой соборности является коллективизм. Положительная тоталитарность присутствует во всех утопиях и ее практически пытались претворить в жизнь в СССР. У соборности есть своя противоположность — стадность, когда все поступают как один, но действуют не в соответствии со своей индивидуальной природой, а под влиянием страха или принципа «я как все». Это отрицательная тоталитарность.

В предыдущем разделе говорилось о трех типах политической культуры. Две из них — провинциалистская и подданническая — в обычных условиях исторически преобладали в русском менталитете. Это связано с традициями русской жизни и обстоятельствами образования русского государства, хотя имело место и в других странах. Россия формировалась как союз удельных княжеств, более или менее связанных друг с другом. Провинциализму способствовали увеличивающиеся размеры государства, реальная отдаленность территорий друг от друга. И сегодня можно услышать, например, такие высказывания: «Какое мне дело дб Камчатки (или Кавказа), которая так далеко от родного города, деревни». / Данному отношению способствует и одновременно противостоит такое качество русского национального характера, как соборность в смысле отношения к человеку не .как к гражданину своего государства, своей нации, а как к своему, члену своего коллектива. Это особенность соборной морали в отличие от общечеловеческой и общегосударственной, которые предохраняют государство от распада и воспитывают уважение к человеку как гражданину общего государства и нации и К/человеку как таковому.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz