!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Другое, более содержательное разделение — на либерально-индивидуалистический и консервативно-коллективистский виды. При первом субъекты выступают против вмешательства государства в дела граждан, при втором имеет место повышенное ожидание заботы от государства, обожествление лидера и т.д.

Исходя из того, что «установки политического поведения связаны не столько с фатализмом культурно-исторической наследственности, с давлением «среды», сколько с самоопределением в от-

216

1

Типы и виды политической культуры

ношении будущего и своего места в нем»1, Пацарин дает свою классификацию типов политической культуры. Он выделяет экономико-Центристский, этноцентристский и социоцентристский типы политической культуры.

Экономико-ориентированный человек ставит во главу угла материальные ценности, которые он получает в результате своей деятельности, а все остальное считает второстепенным. Его успехи главным образом материального характера — зарплата, дивиденды; его неудачи — это главным образом недостаток материальных благ. Здесь провинциализм особого рода — уход в экрномико-центризм как в «провинцию». Представителю такой культуры нет дела до политической борьбы, если она не приносит непосредственных материальных благ. Экономико-ориентированным может быть и политик, если рассматривает политическую борьбу и свой успех в ней как способ увеличить свое материальное благосостояние.

«В этноцентристской политической культуре главной мотивирующей ценностью явилась не развитость, а этническая «самостийность». Наиболее вдохновительные мотивы связаны не с проектом будущего, ожидающего всех, а с культурной памятью, в которой находит свой «дом бытия» данный конкретный этнос, пуще всего боящийся обезличенности и растворения в более масштабной общности суперэтнического типа»2. Примерами такого типа политической культуры могут служить современный религиозный фундаментализм и стремление к национальной обособленности.

Эти два типа политической культуры — крайности обезличивающего глобализма и местного этноцентризма. Как писал русский языковед Н.С. Трубецкой, «между чересчур конкретным народом и чересчур отвлеченным человечеством лежит понятие «особый мир». Совокупность народов, населяющих хозяйственно самодовлеющее (автаркическое) месторазвитие и связанных друг с другом не расой, а общностью исторической судьбы, совместной работой над созданием одной и той же культуры или одного и того же государства...»3.

Социоцентризм «означает владение таким механизмом, который, вместо того чтобы разрывать экономику, культуру и мораль, позволяет осознавать их взаимозависимость в рамках нерасторжи-

1 ПанаринАС. Указ. соч. С. 329.

2 Там же. С. 352.

3 Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 441.

Политология

мого целого, называемого социальностью»1. «Великие суперэтнические общности, ныне разрушаемые глобалистами и этноцентристами, отстаивали ценности и вордуШевительные смыслы не йа этническом, а на гражданском уровне»2. ' ,;

Соцйоцентристская политическая культура является солидари-стской, кбсмоцентрйстской и этикоцентристской, она отождествляет онтологию и этику. Она сменяет модель космоса как кдадовой ресурсов на модель органического, живого космоса. Она открывает «культуроценрзы — невидимые целостности, скрепленные подобно биоценозам в природе какими-то тонкими взаимоподдержи-вающими нитями»3 — любви, доверия, самопожертвования, социальной солидарности, сострадательности, сотрудничества и ответственности. «Если обратиться к М, Веберу, различающему два типа рационального поведения: рационального по цели, т.е. праг- г матически-утилитарного, и рационального по ценности, то становится ясно, что культура высокой гражданственности, несомненно, тяготеет к последнему типу»4. Данный тип политической культуры близок к демократии участия и объединяет «не наиболее приспособленных, а наиболее совестливых и чувствительных к проблемам социальной и нравственной неустроенности современного мира»5.,Представители данного типа политической культуры связывают социальную защиту не с деятельностью государства, а с гражданской самодеятельностью, с низовым политическим творчеством.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz