!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Форма правления — это способы формирования и организации высших государственных институтов власти, а также распределения полномочий между ними.

Различают две основные формы правления — монархию и республику.

Монархия представляет собой форму правления, при которой глава государства получает власть в порядке наследования престола. Монархия подразделяется на абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархия была наиболее распространена в период Средневековья. Для нее характерно соединение законодательной и исполнительной власти в руках одного лица — монарха. В настоящее время данная форма правления сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

Конституционная монархия характеризуется ограниченностью власти монарха. Она, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) возникает и функционирует институт парламента, которому формально принадлежат законодательные полномочия. Однако полномочия парламента ограничиваются правом монарха назначать депутатов парламента, правом роспуска парламента и правом вето. Фактически парламент не играет сколь-нибудь значительную политическую роль в политической системе.

Суть парламентской монархии прекрасно отражается в фразе «король царствует, но не правит». Наиболее влиятельным институтом, значительно ограничи-

8.3. Формы правления 151

вающим власть монарха, является парламент. Его нижняя палата формируется в процессе всеобщих выборов. Именно парламент формирует правительство, которое фактически несет политическую ответственность перед законодательным органом власти. Монарх выполняет представительные и церемониальные функции, он является скорее историческим и политическим символом, нежели политическим институтом.

Республика представляет собой форму правления, характеризующуюся избранием высших органов власти или их формированием представительными институтами. Большинство республик подразделяется на президентские и парламентские.

В президентской республике должности главы государства и главы правительства объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.

В парламентской республике правительство формируется парламентом, а глава государства (если эта должность существует) избирается парламентом. Премьер-министром (главой правительства), как правило, становится лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент.

А. Лейпхарт формулирует три основных различия между президентской и парламентской республикой:

• в парламентской республике глава правительства зависит от парламентского доверия, а в президентской республике, в которой глава правительства (президент) всенародно избирается, глава исполнительной власти не может быть смещен с поста парламентским голосованием (за исключением импичмента);

• в парламентской республике глава исполнительной власти избирается парламентом в результате многочисленных внутрипарламентских торгов и переговоров, а в президентской республике — всенародным голосованием;

• в парламентской республике исполнительная власть имеет коллективный и коллегиальный характер и зависит от законодательной, в то время как в президентской — персонифицированный и единоличный характер.

В политической науке не утихают споры о достоинствах и недостатках президентской и парламентской республик. Основные аргументы участников дискуссии приведены в табл. 8.2.

Таблица 8.2

Достоинства и недостатки президентской и парламентской республики

Форма правления

Достоинства

Недостатки

Президентская

1. Подотчетность. Глава исполнительной власти несет всю ответственность за деятельность правительства в течение всего срока

2. Идентифицируемость. Возможность избирателя еше до окончания избирательной кампании предвидеть состав правительства и прогнозировать его деятельность

1. Отсутствие гибкости. Президент может лишиться поддержки народа или иметь стойкую оппозицию в лице парламентского большинства. Следовательно, он может не иметь возможности осуществления своих программ

2. Процедурная сложность объявления импичмента

152 Глава


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz