!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

• управляющие идентичны управляемым;

• все управляющие являются членами политического сообщества, но не все управляемые входят туда; эти отношения заключают в себе взаимопроникновение и взаимовлияние управляющих и управляемых;

• в условиях расширения политического сообщества отношения между управляющими и управляемыми становятся отношениями пересечения (рис. 19.5).

Рис. 19.5. Модель политической коммуникации Ж.-М. Контрэ

Значительное место в системе политической коммуникации принадлежит элитам, осуществляющим свою власть над остальной частью общества через промежуточные звенья — бюрократический аппарат и СМК. Рисунок 19.6 демонстрирует модель К. Сайнне, в которой отражается, что между элитой, бюрократией и массами происходит непрерывный информационный обмен, причем элиты стре-

408 Глава 19. Политическая коммуникация

-»■ Элиты -1

ни

Непосредственная Промежуточные Прямая обратная связь группы коммуникация

НИ

-Первичные -

группы

Рис. 19.6. Модель политической коммуникации К. Сайнне

мятся к тому, чтобы передаваемая в массы информация укрепляла бы их собственную легитимность.

Однако неверно полагать, что коммуникационные отношения строятся только по вертикальному принципу: «правящие элиты — управляемые массы». Чем выше уровень демократии, тем значимее горизонтальный уровень политической информации. Следует также учитывать и влияние новых электронных средств связи, которые значительно увеличивают степень информационной свободы граждан. Персональный компьютер открывает возможность для индивидов не только общаться друг с другом, но и получать в зависимости от их желания или потребностей необходимую информацию из какого-либо банка данных.

Характер перемен в области политической коммуникации, позволяющих преодолеть доминирование и жесткий контроль отправителя информации над адресатом, иллюстрируется при помощи моделей альтернативных видов движения информации, предложенных голландскими исследователями Й. Бордвиком и Б. ван Каамом.

Модель вещания (рис. 19.7, А) предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферии. Недостатком данной модели является ее монологичный характер, а также то обстоятельство, что время и место коммуникации определено отправителем.

Диалоговая модель (рис. 19.7, Б) характерна для распространения информации в реальной коммуникационной сети. Здесь информационные агенты, самостоятельно выбирая время, место и тему сообщения, общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников.

Консультационная модель (рис. 19.7, В) соотносится с ситуациями, при которых агент информации, находящийся на периферии коммуникационной цепи, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище. В этом случае тема сообщения диктуется не центром, а свободным периферийным пользователем.

Регистрационная модель циркуляции информации (рис. 19.7, Г) — противоположна консультационной модели: в ней центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применима в тех случаях, когда потребителю закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений, во всех системах электронной сигнализации и наблюдения. При регистрационной модели уже центр имеет больший контроль над определением направления информационного потока, чем потребитель, находящийся на периферии коммуникационной сети.

Приведенные модели информационного взаимодействия, несмотря на видимое различие, на практике зачастую дополняют друг друга.

19.2. Модели политической коммуникации 409

Рис. 19.7. Модель политической коммуникации Й. Бордвика и Б. ван Каама

Позитивные и негативные аспекты электронной коммуникации

Сегодня со всей очевидностью можно утверждать, что известная фраза Билла Гейтса (американского ученого и предпринимателя, основавшего компанию Microsoft): «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете» буквально была воспринята не только экономистами и социальными менеджерами, но и политиками. Политические движения, партии, лоббистские группировки, эксперты и корпорации электоральных технологов активно и надежно обосновались во Всемирной паутине.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz