!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Первые работы по электоральному поведению синтезировали целый ряд теоретических подходов — социологический, социально-психологический и собственно политологический.

В марте 1952 г. в Нью-Йорке был образован специальный Центр социальных исследований, одним из направлений деятельности которого стало изучение электорального поведения. Спустя два года появилось новое исследование группы

378 Глава 18. Политическое поведение

американских ученых, посвященное поведению избирателей. В указанной работе А. Кэмпбелла, Г. Турина и В. Миллера внимание обращалось на несколько проблем: влияние общественного интереса на участие в избирательной кампании, роль имиджа партий и кандидатов в избирательном процессе, воздействие региональной и этнической дифференциации на результаты голосования. Отдельная часть работы была посвящена исследованию мотивации поведения избирателя. Тем самым был сделан акцент на психологический компонент электорального выбора. В перечень переменных, обусловливающих этот выбор, были включены партийная идентификация, ориентации избирателей и ориентации кандидатов. Авторы исследования выделили несколько моделей мотивации избирателей.

Уже в 1950-е — начале 1960-х гг. в результате исследований С. Липсета было выявлено, что на предпочтения избирателей влияют многие факторы: пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации. Были выделены некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп. Так, установлено, что мужчины в целом гораздо активнее женщин участвуют в выборах. На активность влияет образование: образованные граждане демонстрируют высокую степень политического участия в избирательном процессе. Лица от 35 до 55 лет более активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают семейное положение и членство в каких-либо организациях. Взгляды и предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорые перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.

В классической работе А. Кэмпбелла и др., посвященной поведению американского избирателя, была предпринята попытка связать электоральный выбор как с социально-экономическим контекстом, так и с политическими предпочтениями и партийной идентичностью. Под последней понималась психологическая идентичность с определенной партией. Для объяснения электорального поведения американскими политологами была разработана модель «воронки причинности»

(рис. 18.6).

Авторы указанной модели рассматривали процесс голосования и выбор избирателя как результат воздействия ряда взаимосвязанных факторов. «Ось» воронки, идущей от ее широкой части к «горловине», составили такие взаимосвязанные переменные, как социальное неравенство, ценностные ориентации, партийные симпатии и собственно процесс голосования.

Широкое основание воронки образуют такие переменные, как экономическая структура и исторические традиции. Их влияние на процесс голосования является не прямым, а опосредованным. Кэмпбелл и его последователи отмечали, что влияние экономических факторов и исторических традиций осуществляется либо через групповую лояльность, либо через ценностные ориентации, являющиеся независимыми переменными по отношению к партийным симпатиям. Согласно разработанной американскими политологами модели, влияние трех макросоци-альных факторов (экономической структуры, социального неравенства и исторических традиций) на процесс голосования опосредовано групповой лояльностью

Рис. 18.6: Воронка причинности. Источник: Мелешкина Е. Ю. «Воронка причинности» в электоральных исследованиях // Полис. 2002. № 5. С. 46


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz