!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Суть политической феноменологии сводится к тому, что политическое поведение может быть понято и объяснено только в том случае, когда учитывается индивидуальное восприятие вступающих во взаимодействие индивидов. Интеллектуальной основой политической феноменологии стали социологические теории символического интеракционизма Ч. Кули и У. Томаса и феноменологическая теория А. Шюца.

Гуманизация политологии, выразившаяся в отходе от представлений о политической системе как техническом устройстве и обращении к человеку, проявилась в формировании политологической герменевтики.

Приверженцы этого подхода делают акцент на главной функции политики, которая, по их мнению, сводится к коммуникации между индивидами, поколениями, представителями различных социальных групп, расовых и культурных сообществ. Целью коммуникации выступает налаживание контактов, взаимопонимания на основе диалога и обмена информацией, культурными формами и ценностями. Таким образом, политика предстает как разновидность человеческой коммуникации и, как утверждалось в одном из сборников статей ведущих западных политологов, «на этой почве следует строить всю систему политологических гредставлений».

Поскольку политика — это разновидность коммуникации, постольку политическая деятельность осуществляется в рамках языка и имеет лингвистический характер. Язык и понятийный аппарат выступают своеобразными ограничителями, которые задают рамки политических действий. «Мы живем в лингвистически структурированном мире, — отмечает американский политолог Р. Мастерс, — и этот мир может стать иным, если будет структурирован в терминах иных политических понятий и категорий». Следовательно, возможность формулировать идеологии и использовать их и есть реализация политической власти.

Особое место в герменевтическом направлении политологии играет исследование символов, с помощью которых индивиды взаимодействуют. Главное в символическом взаимодействии то, какое значение придают люди символам, каким образом символы расшифровываются и какой смысл в них вкладывается. Политическая символика является средством господства и манипулирования.

Наряду с моделью «человек коммуникационный» в политической науке возникла модель «человек рациональный». Речь идет о теории рационального выбора, которую иногда причисляют к когнитивной политологии (Д. Истон).

Теория рационального выбора является своеобразной интеллектуальной реакцией как на «обезличенность» структурного функционализма, так и на «темные стороны» человеческого бессознательного, на котором делает акцент политиче-

22 Глава 1. Предмет политологии

ский психоанализ. Дж. Цебелис противоставляет теорию рационального выбора как теориям без актора (системный анализ, функционализм, теории модернизации), так и теориям, в которых актор нерационален (психоанализ, бихевиорализм, социальная психология).

Теория рационального выбора заимствовала многие положения из экономической теории. Принципы и аналитические подходы экономической науки были впервые применены в политологии Э. Даунсом («Экономическая теория демократии», 1957) в 1950-х гг. На становление теории рационального выбора повлияли работы Д. Блэка, в которых было введено понятие предпочтений и описан механизм их трансформации в результаты деятельности; концепция Г. Симона об ограниченной рациональности, а также «теории игр», разрабатывавшиеся М. Ол-соном, Р. Райкером, Дж. Бьюкененом.

Когнитивная политология основывается на нескольких методологических составляющих.

Во-первых — это методологический индивидуализм. Единицей исследования становится отдельный человек, а не структура, институт, организация или группа. В фокус исследователя попадают интересы индивида, которые являются автономными и практически и теоретически.

Во-вторых — это рациональность и оптимальность выбора. Рациональность означает, что индивид стремится к извлечению максимальной для себя пользы, и в первую очередь к использованию общественных благ. М. Олсон показал, что рациональный индивид стремится бесплатно пользоваться общественным благами, — так возникает проблема «зайца». Причиной этого является неисключае-мость коллективных благ, т. е. невозможность отстранения кого бы то ни было от пользования общественными благами и неконкурентность, т. е. сохранение полезности общественных благ при их массовом использовании. Оптимальность предполагает выбор человеком таких форм взаимодействий, при которых он может получить наибольшую выгоду. Иногда эта выгода может быть максимизацией полезности, а иногда минимизацией издержек. Так как в одиночку достигнуть желаемого результата часто невозможно, действия рациональных акторов объединяются. Интеграция их действия и взаимодействия порождают предвиденные или непредвиденные последствия. Целью теории рационального выбора и является исследование поведения рациональных индивидов.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz