!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

глава 12. информационная война ссср и сша

193

третье место в мире — после Би-би-си и «Голоса Америки».

Егце одна программа Московского радио — Всемирная служба Московского радио — впервые вышла в эфир в 1978 году. Она идет на английском языке круглосуточно, транслируется на все континенты и имеет достаточно широкую аудиторию слушателей. В 1983 году была открыта аналогичная информационная программа на французском языке для радиослушателей стран Западной Европы, Африки и Ближнего Востока.

Советская печать распространялась в 140 государствах мира. Журнал «Советский Союз» выходил на 20 языках.

Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) поддерживал контакты более чем с 9 тыс. организаций в 140 странах мира (90% стран мира) и 8 международными организациями. Его основными партнерами являлись зарубежные общества, лиги и ассоциации дружбы с СССР (130 организаций в большинстве государств мира). Уникален был и размах деятельности ССОД в самом СССР: в ней принимали участие свыше 50 млн. человек.

Под эгидой ССОД действовала и Ассоциация по связям советских и зарубежных городов, которая координировала связи 140 городов СССР с 300 городами капиталистических стран. Ежегодно города-партнеры обменивались около 500 делегаций, художественных коллективов, спортивных команд.

В 47 странах мира (29% стран) существовали культурные центры и Дома советской науки и культуры, ССОД имел свои представительства почти в 70 странах (45% стран мира). Ими была организована широкая информационная работа с зарубежной общественностью, регулярные кинопросмотры и лекции, вечера встреч с работниками культуры и искусства, велась работа с выпускниками советских учебных заведений.

Считать советскую систему неэффективной было бы неправильно. Но необходимо указать на то, что советское руководство ставило НЕПРАВИЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ пропагандистским подразделениям. Если директивы Совета национальной безопасности США прямо ставили перед

194

информационная война и геополитика

американскими подразделениями задачу уничтожения СССР методами информационной войны, то перед аналогичными советскими структурами задача ускорения развала США не ставилась вообще.

Советская система внешнеполитической пропаганды была огромным механизмом, не всегда эффективно использовавшимся по причине отсутствия в СССР стратегических аналитиков информационно-идеологической сферы. Но в начале 90-х годов XX века и этот механизм был практически полностью уничтожен. В итоге образ современной России оказался более негативным, чем образ СССР в годы «холодной войны».

Реклама:
Тендер аукцион госзаказ, все виды аукциона или госзаказа на одном портале.

* * *

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕНА ПОРАЖЕНИЯ СССР В «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ»

Приступая к реформам в 1985 году, их инициаторы имели смутное представление о направлении преобразований. Не было СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РЕФОРМ,

экономическая политика была спонтанной и импульсивной. Целых ДВА ГОДА ушло на разработку программы

УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Те, кто ее разрабатывал, проявили ПОЛНЕЙШИЙ НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ. ОНИ ПРИНИМАЛИ НЕПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ, ЗАТЕМ ВИДЕЛИ ИХ НЕГАТИВНЫЕ

ПОСЛЕДСТВИЯ, НО НОВЫЕ РЕШЕНИЯ ВНОВЬ БЫЛИ НЕПРАВИЛЬНЫМИ.

В конце 1987 года Правительство СССР подготовило свои предложения по экономике страны на 1988 год. Согласно этим предложениям, твердый народнохозяйственный план трансформировался в государственный заказ, полностью обеспеченный финансовыми и материальными ресурсами. При этом заказ был снижен до 90—95% от общего объема производства, а остающимися 5—10% продукции предприятия получали право распоряжаться по своему усмотрению на основе договорных отношений.

глава 12. информационная война ссср и сша

195

В последующие годы, пользуясь полученным опытом, предполагалось постепенно установить оптимальный уровень госзаказа.

На заседании Политбюро ЦК КПСС в конце 1987 года М. Горбачев добился решения о доработке проекта Правительства, в результате которой уровень госзаказа был снижен на одну треть, а по ряду министерств — более чем наполовину. Пользуясь свободными договорными ценами, многие предприятия стали на первых порах получать огромные деньги — сверхприбыль, но не за счет увеличения производства, а за счет своего монопольного положения. В результате доходы в 1988 году выросли на 40 млрд. рублей, в 1989 году — на 60 млрд. руб., а в 1990 году — на 100 млрд. руб. (вместо обычного прироста в 10 млрд. рублей). Потребительский рынок был взорван, все товары буквально «улетали» с прилавков. Повсюду стали снимать с производства невыгодную продукцию — вымывался дешевый ассортимент. Если госзаказ был резко снижен в машиностроении и ряде других отраслей, то в топливно-энергетическом комплексе он составил 100%. Шахтеры покупали все необходимое для производства по договорным ценам, а уголь продавали по государственным. Это послужило одной из главных причин вспыхнувших шахтерских забастовок. Нарушилась справедливость. Произошел разрыв установившихся взаимосвязей в народном хозяйстве. На передний план стали выходить региональные интересы, что стало питательной почвой для сепаратизма. Итог перестройки — социально-экономический крах: была потеряна управляемость производством, финансами, денежным обращением.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz