!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

«И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь».

Из послания старца Филофея Ивану III

глава 4. доктрина евразии «москва — третий рим»

57

Как ныне считается, старец Филофей родился около 1465 года и скончался в 1542 году. Вадим Кожинов в своей книге «История Руси и русского слова» (М., 2001, с. 470—471) отмечает, что как псковитянин Филофей испытывал духовное воздействие близкого к преподобному Иосифу Волоцкому святителя Геннадия, который в 1484—1504 годах был архиепископом Новгородским и Псковским.

Нельзя недооценивать и тот факт, что сочинения Фи-лофея переписывались в Иосифовском Волоколамском монастыре (хотя уже после кончины преподобного Иосифа Волоцкого). Это вполне понятно, ибо идея «Москва — Третий Рим» была созвучна наследию преподобного ИОСИФА ВОЛОЦКОГО, и к тому же для ее рождения необходимой предпосылкой являлась ПОБЕДА над ересью жи-довствующих (Филофей упоминает о ней), которая позволяла считать московское православие истинным, отвергнувшим заблуждения.

Ранее старца Филофея преподобный Иосиф Волоц-кий в своем послании призывал вступившего на престол Василия III:

Бога ради, господарь и Пречистыа Богородицы, — пожалуй, и попецыся, и промысли о божественных церквах и о православной вере хрестьянстей... ино, государь, погибнуть всему православному христианству от еретических учений, яко ж и прежа... Царства погибоша сим образом... Римское, иже много лета пребыша в православной вере християнстей, тако погибоша.

По словам Иосифа, два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благовейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущение апостольского православия.

Первый — наследник мировой империи языческого Рима — отпав в гордыну католицизма.

Второй (Византия) — поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических выгод, отданный Богом на попрание иноверцам, последователям Магомета.

58

информационная война и геополитика

Третий же Рим — Москва, государство народа русского, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви.

Из этого ясно, что идея Третьего Рима восходит к преподобному Иосифу Волоцкому, и этим тезисом Вадим Кожинов завершает свою книгу «История Руси и русского слова» (М., 2001, с. 471). Автор солидарен с мнением великого русского историка.

А теперь коротко об авторе идеи Третьего Рима, преподобном Иосифе Волоцком (Карпов А. И., Юрьев А. И. СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ. — М., Вече,

2000. — 512 с.).

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (Иван Санин) (1439—1515). Он

был известен как автор строгого монастырского устава, как ревнитель могущества православной церкви. Но пожалуй, одним из главных направлений его деятельности стала борьба с ересью «жидовствующих».

Ересь была завезена в Новгород неким иудеем Схарией (Захарией), который увлек в свою веру некоторых из новгородских священников: впоследствии от них научились другие, и так ересь распространилась сначала в Новгород, а затем вместе с переехавшими новгородцами и в Москве. Причем ее приверженцами стали не только, и даже не столько, рядовые сявщенники, сколько многие иерархи церкви и люди из окружения самого великого князя Ивана III.

Преподобный Иосиф обвинял еретиков: «Жидовин именем Схария... диаволов сосуд изучен всякого злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звез-дозаконию же и астрологы», — приехавший в 1471 году в Новгород и еще три других «жида» из Литвы, приехавшие вслед за Схарией, «прельстили» первых еретиков, попа Дениса и протопопа Алексия; «жиды» научили их «жидовству», велели втайне быть «жидами», а снаружи казаться христианами и превратили их в самых ревностных пропагандистов «жидовства».


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz