Шевченко Ю.Д. Подводя итоги: результаты российских выборов 1993–1996 гг. // Первый электоральный цикл в России (1993–1996). / Общ. ред.: В.Я. Гельман, Г.В. Голосов, Е.Ю. Мелешкина. – М.: Издательство “Весь Мир”, 2000. С. 212–241.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

ГЛАВА 8

Ю.Д. Шевченко

ПОДВОДЯ ИТОГИ: РЕЗУЛЬТАТЫ РОССИЙСКИХ ВЫБОРОВ 1993–1996 гг.

Резюме

Настоящая глава посвящена рассмотрению результатов “учредительных выборов” с точки зрения поведения избирателей. Главной задачей будет анализ факторов, сформировавших установки российских избирателей в ходе кампаний 1993–1996 гг. Безусловно, полное выполнение подобной задачи в рамках данного текста невозможно. Кроме теоретической сложности самой проблемы, имеются препятствия и эмпирического характера. Прежде всего, для исчерпывающих выводов о формировании устойчивых тенденций электорального поведения необходимы данные по более чем трем электоральным циклам. По мнению некоторых исследователей, первые выборы, проведенные после коллапса авторитарного режима, имеют слишком специфический характер и едва ли могут быть сопоставимы с выборами в устойчивых демократиях (Maguire, 1983). Как считает Вернон Богданор, “значимые обобщения по поводу электорального процесса” могут быть сделаны только по прошествии “как минимум двух свободных выборов, проведенных в нормальных условиях (после кампании “учредительных выборов”)” (Bogdanor, 1990: 288). Если исходить из подобной установки, результаты поставторитарных выборов вряд ли могут быть предсказуемыми или даже объяснимыми (O'Donnell and Schmitter, 1986). Потому отсутствие среди ученых единого мнения по вопросу о факторах и мотивах, являющихся движущими силами электорального поведения российского избирателя, вполне объяснимо.

Вопреки теоретическим оценкам некоторых исследователей (Evans and Whitefield, 1993), я в своем анализе буду исходить из положения о том, что социально-психологические установки российского избирателя формируются под влиянием тех же факторов, что и электоральное [c.212] поведение в западных демократиях. Помещая российского избирателя в широкий теоретический контекст сравнительных исследований, вряд ли целесообразно исключать из анализа результаты поставторитарных выборов. Наличие целого ряда общих для электоральных кампаний черт позволяет нам не просто лучше понять происходящие в стране события, но и сделать некоторые прогнозы относительно ее дальнейшего политического развития (Turner, 1993).

Несомненно, электоральное поведение в России складывается под влиянием целого комплекса обстоятельств. В настоящей статье будут анализироваться влияния различных причин, формирующих поведение избирателя: от наиболее постоянных структурных факторов до ситуационных обстоятельств, оказывающих лишь краткосрочное влияние на электоральные исходы. Структура социальных “расколов” российского общества анализируется в первой части главы. В связи с этим отмечается, что набор идеологических позиций, занятых российскими избирателями в ходе кампаний 1993–1996 гг., не претерпел существенных изменений.

Вторая часть главы посвящена проблеме электорального поведения и политических институтов. В отличие от некоторых теоретических подходов настоящий анализ будет исходить из того, что электоральное поведение определяется рамками избирательного законодательства только в ограниченной степени. Динамика электоральных предпочтений в парламентских и президентских кампаниях объясняется через обращение к различным моделям электорального поведения на выборах “первого и второго порядка”.

В заключительной части главы будет рассмотрен вопрос об эффектах “электорального расписания” (т.е. времени и последовательности проведения выборов) на поведение избирателя. События переходного периода, роли, сыгранные главными политическими акторами в этих событиях, вносят свой вклад в формирование социально–психологических моделей, структурирующих электоральное поведение. Итак, предлагаемое исследование должно продемонстрировать, что обращение к структурным моделям и долговременным тенденциям электорального поведения российского избирателя позволяет не только объяснять, но и предсказывать результаты выборов.

1. Социальные расколы и электоральные установки российских избирателей

Модель поведения избирателей, предложенная в классической работе Сеймура Мартина Липсета и Стейна Роккана (Lipset and Rokkan, 1967), связывает формирование электоральных предпочтений с [c.213] историческими последствиями социальных расколов: социологические переменные формируют композиции партийных систем и определяют имиджи отдельных партии, которые оказываются наиболее созвучными нуждам и ожиданиям тех или иных слоев населения (Berelson et al., 1954). Эта модель близка к так называемой “социально–психологической” теории электорального поведения (Campbell et al., 1960). Общим для указанных теоретических направлений является понимание электорального выбора как выражения идентификации индивидуального избирателя с какой–либо политической партией или социальной группой. Акт электорального выбора подтверждает идентификацию индивидуума, которая связана с его социальным происхождением.

Такой подход полагает экспрессивную идентификацию как своего рода фильтр, посредством которого избиратель упорядочивает свое понимание политического мира, интерпретируя содержание основных вопросов избирательной кампании и имиджи кандидатов (Budge et al., 1976). Политический раскол формируется партиями, обращающими в ходе предвыборной конкуренции свои программы отдельным социальным группам, которые различаются между собой и по общественным позициям, и по идеологическим предпочтениям (Bartolini and Mair, 1990; Kitschelt, 1992).

В стабильных обществах представлены следующих идеологические измерения: социально–экономическое (левое – правое), религиозное, культурно–этническое: по поводу внешней политики, город–село, поддержка режима (или системы), центр– периферия, а также отношение к постматериалистическим ценностям (Lijphart, 1984: 128; Lipset and Rokkan, 1967; Sartori, 1976). Сравнительные электоральные исследования подтвердили, что первостепенное значение для электорального выбора имеет социально–экономический статус (Lijphart, 1984; Rose, 1974; противоположную точку зрения см.: Converse, 1974).

Применимость структурного подхода к посткоммунистическим выборам была подтверждена множеством исследований (Evans and Whitefield, 1993; Kitschelt, 1992, 1995; Koulov, 1995; Афанасьев, 1995; Гельман, 1997: 10; Голосов, 1997b). Однако тот факт, что посткоммунистические общества не имели достаточного опыта электоральной политики, служит серьезным основанием для сомнений в релевантности указанной модели. Может быть предложен альтернативный подход, принимающий во внимание краткосрочные обстоятельства эволюции российской политической системы. Первоочередное место отводится ответам на следующие вопросы: какие социальные расколы определяют российскую электоральную политику? Учитывая отсутствие долгосрочного опыта партийной политики, способны ли российские граждане идентифицировать себя с политическими силами, представляющими социальные расколы? И в самом деле, едва ли [c.214] российские избиратели могут идентифицировать себя с какой-либо другой политической партией, кроме КПРФ. Однако и в таких сравнительно неконсолидированных или многопартийных системах, как французская или голландская, идеологическая ориентация в рамках лево-правого континуума является более релевантным инструментом для понимания моделей электорального поведения, чем концепция приверженности к определенной партии (Percheron and Jennings, 1984). Идеологическое самоопределение структурирует электоральные установки индивидуального избирателя не в меньшей мере, чем партийная идентичность (Budge and Farlie, 1983). По мнению Даунса, каждый индивидуум имеет свой образ “хорошего общества”, который включает в себя и связные представления о том, “как выбирать” и “что делать” (Downs, 1957; Hinichand Munger, 1994).

Модернизационные процессы, которые происходили в условиях Советского Союза, оказали значительное влияние на артикуляцию интересов в обществе. Согласно одному из основных постулатов модернизационной теории, разнообразие идеологических тенденций, возникающее уже в рамках авторитарного режима, структурируется такими факторами, как образование и урбанизация (Lipset, 1959). Таким образом, модернизация порождает “идейное многообразие” (Breslauer, 1992). Идентичности, сформированные еще в период советского режима, помогают современным российским гражданам соотносить свои мировоззренческие установки с партийными идеологиями и ориентироваться в предлагаемых на их выбор идеологических тенденциях (Холодковский, 1997: Шевченко, 1998а). Относительно высокий уровень фрагментации российской партийной системы поощряет идентификацию избирателя с идеологическими основаниями партийных программ. В то же время неразвитость российских политических партий не благоприятствует формированию приверженности избирателей к какой-либо конкретной партии.

Примат скорее идеологической, чем партийной идентификации можно подтвердить обращением к особенностями динамики электорального процесса в России. С одной стороны, динамика электоральных предпочтений весьма значительна (Wyman, 1996). В то же время исследования демонстрируют устойчивость приверженности избирателей к широким идеологическим блокам. Масштаб межблоковой динамики, т.е. перехода электоральных предпочтений от одного идеологического блока к другому, оценивается как весьма скромный (Голосов, 1997а; см. также расчеты Собянина в кн.: Петров, 1996:30f). Это означает, что идеологические ориентации российских избирателей остаются достаточно стабильными.

Джеффри Эванс и Стефен Уайнфилд (Evans and Whitefield, 1993) утверждают, что для структуры партийного соревнования в [c.215] Восточно-Центральной Европе присущ ряд общих измерении, в числе которых основными являются социально–экономический раскол и этничность. Там, где переход к рыночной экономике проходит успешно, структура межпартийного соревнования будет определяться главным образом позициями партий в рамках лево–правою континуума (Kitschelt, 1992, 1995). Там, где значимым фактором оказывается этическая основа партийного соревнования, его структура будет сориентирована относительно проблем национализма. При отсутствии социально-экономической либо этнической основ, принципиальными позициями, определяющими партийные соревнования, оказываются вопросы противостояния внешней угрозе, экономической компетентности правительства, территориальной целостности, и т.д. (Evans and Whitefield, 1993: 539–543). Исходя из такой теоретической перспективы, у России немного шансов сформировать устойчивую партийную систему. Недостаток доавторитарного демократического опыта, негативное влияние авторитарного наследия, неудачно выбранный институциональный дизайн и весьма скромные успехи рыночной экономики подрывают формирование социально–экономических расколов (White, Rose and McAllister, 1997).

Однако столь пессимистические выводы могут быть поставлены под сомнение. Наследие доавторитарного периода, так же как и характеристики переходных периодов, едва ли стали определяющими для начального этапа формирования партийных систем Восточной и Центральной Европы. Более корректным было бы утверждение о том, что определяющим для генезиса партийных систем оказалось наследие коммунистического периода (Rivera, 1996). Одним из последствий модернизации стала либерализация политических ценностей (Hahn, 1993; см. также: Шевченко, 1998b). В постсоветский период произошло дальнейшее распространение либеральных ценностей, которое заложило основу для демократического развития вопреки скромным успехам рыночной экономики. Следовательно, утверждение о том, что электоральное поведение в посткоммунистической России может формироваться на основе социально-экономического раскола, является эмпирически релевантным.

Специфическая комбинация модернизации советского типа и коммунистического режима является еще одним основанием для обращения к социально–экономической дифференциации российского общества. Несмотря на то, что экономическая модернизация в уело виях советского режима привела к росту как промышленного производства, так и массового потребления, политические рамки коммунистического правления исключали возможность любого рыночного соревнования, и экономика находилась всецело под контролем системы центрального планирования. В результате повестка дня, вставшая [c.216] перед посткоммунистическим обществом, включала необходимость строительства как политических институтов формирующейся демократии, так и основ рыночной экономики (Maravall, 1997:101). В тех посткоммунистических странах, которые имели опыт политической и экономической либерализации в период авторитарного правления, социально–экономическое измерение оказалось не столь значимым. Так, например, в Венгрии лево–правый континуум не стал принципиальной основой для формирования предпочтений избирателей (Evans and Whitefield, 1995). Однако посткоммупистическая Россия явно не относится к подобным примерам.

Напротив, вероятно, что результаты российских выборов определены в значительной степени именно социально-экономической дифференциацией. Но присутствуют ли в российском обществе какие-либо другие значимые расколы? Можно предположить, что важную роль играет раскол относительно линии поддержка / оппозиция режиму. Так, результаты избирательных кампаний 1990–1991 гг. часто рассматриваются как борьба между сторонниками “старого режима” и коалицией оппозиционных этому режиму демократов (Gei'man, 1997:4; Fish, 1995; Golosov, 1996). Одной из главных задач “учредительных выборов” как раз и является обеспечение процесса демократизации (Bogdanor, 1990). Однако и после того, как переходный процесс был завершен, проблема консолидации нового режима оставалась весьма актуальной.

Измерение поддержка – оппозиция существующему режиму проявляется в виде наличия влиятельных партий, выступающих как непримиримые противники демократии и требующих капитального пересмотра демократической системы (Lijphart, 19S4). Подобные партии могут быть классифицированы как “антисистемпые” (Sartori, 1976). Как “антисистемные”, так и проправительственные политические акторы присутствовали на российской электоральной арене в ходе кампаний 1993–1995гг. Часто голосование в пользу инкумбента рассматривают как проявление лояльности избирателей к ценностям “либеральной модернизации” против ценностей “консервативного местничества” (Gei'man, 1997: 11; Петренко, 1997). Однако следует отметить, что “антисистемные” партии не идентичны партиям “антирежимным”. Так, последняя категория представлена партией “Яблоко”, в программе которой сочетаются как критическое отношение к режиму, так и стойкая поддержка либеральных ценностей.

Хотя партийная приверженность в российском обществе определяется множеством проблемных измерений, не каждое из них находит отражение в форме социального раскола. Поскольку раскол является не чем иным, как “проведением границы между двумя группами” (Bartolini and Mair, 1990: 41), можно ожидать, что он будет представлен двумя партиями (или блоками партий) от каждой из конфликтующих [c.217] сторон. Эмпирически для того, чтобы определить, представляет ли данная партия (блок) одну из сторон социального раскола, должна быть определена другая партия (блок), представляющая противную сторону. Отсутствие такого противостояния может служить указанием на то, что мы имеем дело с партией (блоком), программа которой строится вокруг сиюминутных проблем, что ограничивает ее электоральную привлекательность. Однако если партия, программа которой, будучи ориентированной на политическую конъюнктуру, идеологически выражает значимый социальный раскол, но не имеет своею идеологического “антипода”, ее шансы на победу увеличиваются.

Датой вступления политических лидеров посткоммунистической России на электоральную арену является апрель 1993 г. Основная цель апрельского референдума заключалась скорее в том, чтобы продемонстрировать оценку гражданами Президента и парламента, чем в попытке разрешить политический конфликт электоральными средствами. Концентрация большей части политических ресурсов в руках Президента и недостаточность их у лидеров парламентского большинства стали основой этого конфликта. Такое положение в целом обосновывает пессимизм по поводу роли апрельского референдума. Но нельзя и недооценивать его вклад в историю российской электоральной политики. Результаты референдума были сориентированы относительно двух основных идеологических измерений: либеральная экономическая политика против сохранения экономического статус-кво и поддержка против оппозиции существующему политическому режиму. Большинство избирателей сделали выбор и пользу либеральной экономической модели, связанной с той политической моделью, которая прочно ассоциировалась с основным направлением трансформации постсоветского общества. Впервые российские граждане продемонстрировали свою приверженность демократической системе правления – и это в то время, когда сами представители этого правления были далеки от демократических идеалов.

Следующим эпизодом электоральной истории стал Конституционный референдум в декабре 1993 г. И хотя предложенный институциональный дизайн вряд ли способствовал развитию демократической формы правления, голосование за новую Конституцию стало голосованием за разрыв с институциональным наследием советского прошлого. Как и в апреле, большинство российских избирателей снова сделали выбор в пользу политической и институциональной трансформации. И снова результаты голосования отразили глубокое разделение российского общества по поводу поддержки режима. Для кампании 1993г. этот раскол стал основным проблемным измерением.

Результаты парламентских выборов 1993 г. по партийным спискам подтвердили ориентацию электорального поведения избирателей [c.218] относительно нескольких идеологических измерений (Hough, 1994; Sakwa, 1995; Medvedkov, 1996; Golosov, 199S). Существуют теоретические основания полагать, что пропорциональная система представительства (Duverger, 1954; Lijphart, 1994) благоприятствует электоральному выражению социально значимых идеологических тенденций. Несмотря на то, что в избирательной гонке приняло участие 13 политических образований, пространство идеологического соревнования было весьма ограниченным. Правый полюс социально-экономического раскола был представлен ВР, “Яблоком”, РДДР и ДПР, которые вместе набрали 17,5% голосов. В то же время “Выбор России”, будучи партией, твердо поддерживающей правительство, представлял также “проправительственный” полюс измерения поддержка – оппозиция режиму. Конечно, крайне трудно, если не невозможно, отделить тех избирателей, кто отдал свои голоса за правую партию, от тех, кто поддержал се, исходя из прагматических соображений, и тех, кто, голосуя, выразил свою приверженность ценностям демократии (Urban, 1994).

Другой проправительствепной партией, которая ассоциировалась с расколом поддержка – оппозиция режиму, была ПРЕС. Кроме этого, она представляла также и “периферийный” полюс раскола центр – периферия, поскольку ее программа была ориентирована на поддержку децентрализации и местного самоуправления (Sakwa, 1995; Moser, 1995). Однако другой полюс разделения центр – периферия не был представлен ни одной партией. Вопреки теоретическим ожиданиям, федеральная Конституция России не сказалась на функционировании этого социального раскола. Однако, поскольку избирательная программа ПРЕС идеологически отчасти совпадала с измерением поддержка – оппозиция режиму, голосование за эту партию оказалось относительно значимым.

Левая сторона социально-экономического раскола была представлена прежде всего КПРФ. Еще одной партией, предоставляющей этот сегмент идеологического пространства, была Аграрная партия России (АПР). Некоторые российские исследователи рассматривают АПР как представительницу “сельского” полюса социального раскола город – село. Принято считать, что начиная с 1989 г. результаты электоральных кампаний отражают разделение между либеральными северными и прокоммунистическими южными регионами (Gei'man, 1997:13). По мнению Петрова (Петров, 1996:39) эти региональные вариации отражают фундаментальный раскол город – село. Однако это утверждение основано на включении таких явно некоммунистических политических партий, как ЛДПР и КРО, в коммунистический блок (см. табл. 1). Следовательно, значимость раскола город – село неочевидна (Голосов, 1997b). Впрочем, некоторые исследователи отмечают, что электоральные предпочтения избирателей на региональных и федеральных выборах могут не совпадать (Gei'man, 1997:14). [c.219]

Электоральная стратегия АПР на выборах 1993 г. основывалась на неформальном пакте с КПРФ, благодаря которому многие кандидаты АПР могли быть коммунистами. В то же время альтернативной политической силы, которая могла бы представлять особые интересы городского населения, просто-напросто не было. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что социальный раскол город– село не был значимым измерением кампании 1993 г. С другой стороны, частичное совпадение идеологической программы АПР с левым полюсом социально-экономического раскола обеспечило партии значительный уровень электоральной поддержки.

Принято считать, что голосование за левые партии до некоторой степени было и выражением протеста. Однако большинство протестного электората сделало выбор в пользу ЛДПР (Hough, 1994). В то же время результаты выборов продемонстрировали тот факт, что лишь ограниченная часть протестного электората ориентировалась в своем выборе на коммунистические ценности. Протестные голоса были вкладом прежде всего в поддержку некоммунистической оппозиции. А значит, можно утверждать, что идеологические предпочтения большинства российских избирателей ориентированы на не–коммунистические ценности.

Успех ЛДПР часто рассматривают как очевидное свидетельство в пользу значимости национального измерения (Gei'man, 1997:11; Тимошенко. 1996: Холодковский. 1996). Безусловно, основанием для этого является многонациональный состав российского общества, который благоприятствует межэтническим конфликтам. Но нужно учитывать и то, что сами такие конфликты часто имеют глубинные социально–экономические основания (Horowitz, 1985:7f). И действительно, более пристальный анализ обнаруживает, что национальная проблематика не стала выражением значимого социального раскола. Так, на выборах не оказалось партий, представляющих интересы этнических меньшинств. И хотя частично это может быть связано с особенностями электоральной формулы (Moser, 1995), значимость реального социального раскола обычно проявляется, несмотря на институциональные препятствия (Rabkin, 1996).

По мнению Горовица, страх этнического превосходства и репрессий является тем мотивом, который усиливает напряжения между различными этническими группами (Horowitz, 1985:1860. Чем больше размер этнических групп, живущих в рамках многонационального государства, тем больше вероятность того, что политическое соревнование будет ориентироваться относительно этнического измерения. Так, например, в Эстонии процент этнического русского населения выше, чем в других балтийских республиках, и в результате электоральные предпочтения этнических эстонцев в большей степени сориентированы [c.220] относительно этнических проблем (Steen, 1997). В России этнические русские остаются самой большой группой, а значит, националистическая риторика, сориентированная на угрозу доминирования нерусских этнических групп, просто недостаточно убедительна. Своим электоральным успехом ЛДПР была обязана удачной комбинации патриотической риторики с резкой антиправительственной позицией.

Можно предположить, что антисистемное измерение было поддержано также “партией” граждан, которые, воздержавшись от участия в голосовании, выразили свой протест против режима. Политическая апатия получила особенно широкое распространение, когда некоторые антисистемные партии (прежде всего РКРП) отказались от участия в выборах (Sakwa, 1995). Факт низкой явки на “учредительные выборы” особенно заметен в сравнении с другими посткоммунистическими странами (см.: Rose, 1997).

Явка 64% избирателей на выборы 1995г. является свидетельством того, что недостаточная репрезентация идеологических предпочтений граждан не стала причиной их отказа от голосования. В то же время сравнительный анализ выборов 1993 и 1995 гг. подтверждает тот факт, что структура идеологического соревнования не претерпела существенных изменений. Учитывая высокий уровень партийной фрагментации на выборах 1995 г., можно разделить все партии на отдельные блоки, в соответствии с их идеологическими позициями, которые были наиболее четко выражены в ходе электоральной кампании1.

В табл. 1 представлено распределение идеологических предпочтений избирателей на выборах 1995 г. по отношению к каждой из частей электоральной системы. Каждая из клеток таблицы состоит из пары идеологических оппозиций. Использование понятия “блок” (а не “партия”) мотивировано как неустойчивостью российской партийной системы, так и идеологической природой самоидентификации российских граждан. Однако даже в развитых демократиях анализ электоральных блоков оказывается более адекватным для понимания природы партийного соревнования и электоральной политики, чем анализ отдельных партий (Bartolini and Mair, 1990).

Результаты выборов 1995 г. но обеим частям электоральной системы (в долях голосов) подтверждают предположение о том, что политические предпочтения граждан распределились между четырьмя основными идеологическими блоками (Belin and Orttung, 1997). Самым крупным стал левый блок, представленный главным образом КПРФ и “Власть – народу!” На другом полюсе находился блок правых партий, включавший множество рыночно ориентированных политических организаций. Наиболее успешными стали “Яблоко” и “ДВР–ОД”. [c.221] Измерение поддержка–оппозиция режиму было представлено прежде нсего выступившими в поддержку правительства “партиями власти”, НДР и ИБИР. Как и ВР в 1993 г., движение НДР представляло одновременно ироправительственный полюс оппозиции поддержка– оппозиция режиму и правый полюс социально-экономического раскола. Оба раскола усилили друг друга, что и обеспечило электоральную привлекательность НДР.

Таблица 1

Результаты думских выборов 1995 г. по проблемным измерениям

Измерение

Пропорцио-нальная формула

Система отно-сительного большинства

Система относительного большинства, % (включая голоса, отданные за независимых кандидатов)

 

 

 

голоса, %

голоса, %

места

Социально-экономическое

Поддержка – оппозиция режиму

Этническое




Город – село


Центр – периферия

Религиозное


Независимые
Принадлежащие к другим партиям

Левое
Правое


Про–
Анти–

Этническое
большинство
Этническое
меньшинство

Село
Город

Центр
Периферия

Про–
Анти–

23,9
19,5


11,4
4,5


20,0

0,1

3,8



0,9

0,9




10,5

16,5
11,8


8,5
2,1


11,7

0,3

6,7



0,9

0,3


35,4

4,7

67
31


13
1


7



20



2




78

7

25,5
17,4


13,2
3,3


18,1

0,5

10,4



1,4

0,4




7,3

Источник. Выборы, 1996.

Доли голосов, полученных партиями по системе относительного большинства, включая доли голосов, полученных независимыми кандидатами.

Партии, включенные в блоки: левые – КПРФ, “Власть– народу!”; правые – ДВР–ОД, “Яблоко”, ПСТ, “Вперед, Россия!”, “Социальные демократы”, “Памфилова– Гуров– Лысенко”, “Общее дело”, ПРЕС, “Блок 89”, “Федеральное демократическое движение”, “Блок [c.222] независимых”; проправительственные – НДР, ИБИР, “Стабильная Россия”, “Дума 96”; антиправительственные – КТР; этнического большинства – ЛДПР, КРО, “За Родину!”, РОД, “Держава”, Блок Станислава Говорухина, НРПР; этнического меньшинства – Межнациональный союз (Inter–Ethnic Union); село – АПР; периферия – ПРЕС, “Преображение Отечества”; религия – ХДС–ХР, НУР (СВЕТ); другие – “Партия любителей пива”, “Конструктивное экологическое движение (КЕДР), “Женщины России”, “Профсоюзы и промышленники России – союз труда”, “Мое Отечество”, “30 слов” “38 слов”, “Народный союз”, ТТТ, “Российский союз работников жилищно-коммунального хозяйства”, “Поколения рубежа”, “Ассоциация адвокатов России”.

На другом полюсе измерения поддержка – оппозиция режиму оказался блок КТР, лидеры которого резко подчеркивали необходимость изменения существующей системы. Коалиция получила поддержку также со стороны левого электората, что означает идеологическое совпадение программных установок коалиции с социально–экономическим разделением. КПРФ, хотя она и была жестким критиком системы, не требовала ее изменения любыми средствами. Как и в 1993 г., интересы старых управленческих элит сельских районов были представлены АПР, которую можно квалифицировать как близкого союзника КПРФ. Как и в 1993 г., на выборах 1995 г. не было партии, которая представляла бы особые интересы городского населения. Однако левая ориентация идеологической программы АПР обеспечила ее популярность среди левой части электората.

Националистические и имперские чувства эксплуатировались прежде всего ЛДПР и КРО. Некоторые другие группы также – в большей или меньшей степени – артикулировали тему этничности и враждебного отношения к западу. На другом полюсе не оказалось партий, защищающих интересы этнических меньшинств, за исключением небольшого “Межнационального союза”. К выборам 1995г. ЛДПР уже потеряла свой имидж оппозиционной партии. Следовательно, совпадение с протестной частью электората сохраняться уже не могло. В то же время, поскольку экономические позиции партии были неопределенными, она не смогла представлять и социально–экономический раскол. Если бы ЛДПР более определенно выразила свою экономическую позицию, она могла бы рассчитывать на привлечение лево- или право-ориентированных избирателей. Но поскольку этого не произошло, идеологическая программа партии была сориентирована относительно вопросов текущей политики, что внесло свой вклад в ее электоральное поражение.

Те партии, которые ориентировались на религиозные вопросы и ценности, получили весьма ограниченное количество голосов. Разделение центр – периферия было представлено “Преображением [c.223] Отечества” и некоторыми другими группами, которые не смогли получить значительного представительства. Клетка “другие” в табл. 1 заполнена малыми партиями, которые представляли профессиональные, персоналистские и др. вопросы.

Как и в 1993 г., результаты выборов 1995г. подтверждают тог факт, что пространство электоральных предпочтений по системе пропорционального представительства включало не только социально-экономический раскол, но также и некоторые другие идеологические секторы, прежде всего поддержка – оппозиция режиму. Электоральный успех КТР подтверждает, что антисистемное разделение было важным (хотя и не самым главным) аспектом российской политики. Безусловно, раскол поддержка – оппозиция режиму усиливает важность социально-экономического раскола. Концентрация электоральных предпочтений преимущественно вдоль оси социально–экономического раскола служит подтверждением тою, что лево-правое разделение привлекает большее число избирателей, чем любое другое (Lijphart, 1984:143–147). Хотя националистический и сельский полюса соответствующих социальных измерений оказались достаточно привлекательными для значительной части российского населения, они не смогли стать основой оформленных социальных расколов. И вновь электоральный успех той или иной партии зависел в значительной степени от того, совпадала ли идеологическая позиция этой партии с одним из полюсов важного социального раскола.

Несмотря на то, что политические партии не были значимыми политическими акторами в ходе президентской кампании 1996 г., внимательный анализ результатов этой кампании показывает, что все те главные идеологические тенденции, которые проявились в ходе парламентских выборов 1993 и 1995 гг., проявились и при выборах президента России. Беспрецедентная концентрация административных и финансовых ресурсов в руках инкумбента была резким контрастом недостаточности таких ресурсов у других кандидатов. Это делает сомнительной саму возможность анализа электоральных результатов, исходя только из бихевиоральной перспективы. Однако применимость бихевиоральной модели подлежит оценке лишь в долговременной перспективе.

Как и в случае правых партий на выборах 1993–1995 гг., избирательная программа Ельцина сочетала правую риторику с заявлениями в поддержку существующей политической системы. Его главный оппонент, Зюганов, обращался прежде всего к левой части электората. Однако, в отличие от парламентских выборов, антисистемное измерение не оказалось значимым для президентской кампании. Отчасти это можно объяснить обращением к коалиционным стратегиям левых лидеров, которые поддерживали единого кандидата. В то же время [c.224] можно указать на постепенную консолидацию российского общества. Лебедь и Жириновский, которые в той или иной степени подчеркивали в своих программах патриотические ценности, набрали вместе почти столько же голосов, сколько националистические партии в кампаниях 1993 и 1995 гг.

Несмотря на то, что в нервом раунде пространство электорального соревнования было многомерным, результаты второго раунда подтверждают первоочередное значение социально–экономического раскола российского общества. Во втором раунде произошла встреча правого и левого кандидатов. Окончательный результат подтверждает положение о том, что электоральные предпочтения большинства российских избирателей были сосредоточены на правой стороне социально–экономического раскола, а предпочтения избирателей разделились на два основных блока: коммунистический и некоммунистический. Последний включает не только “демократов”, но также и “умеренных реформаторов” и “националистов” (Будилова и др., 1996).

Итак, результаты “учредительных выборов” могут быть объяснены с учетом структурных факторов, отражающих социальные расколы российского общества. Главными являются социально-экономический раскол и раскол относительно измерения поддержка – оппозиция режиму. Другие проблемные измерения также могут быть важны для формирования электоральных предпочтений, но они не достаточны для формирования социальных расколов. Набор идеологических альтернатив, отражающих социальные расколы и другие проблемные измерения в ходе кампаний 1993–1996 гг., не претерпел существенных изменений.

2. Влияние институциональных факторов на электоральное поведение

2. 1. Влияние избирательного законодательства

Могут ли институциональные факторы влиять на электоральное поведение? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть электоральные результаты для различных частей российской электоральной системы. Смешанная электоральная формула, сочетающая систему относительного большинства и систему пропорционального представительства, предоставляет уникальную возможность для изучения эффектов совокупного воздействия электоральных систем обоего типа на одну и ту же политическую систему в одно и то же время. Эффекты воздействия смешанных электоральных систем на политическую систему уже были объектом исследования (Голосов, 1997а); мы [c.225] сосредоточим внимание на вопросе о том, какое влияние оказывают эти системы на электоральное поведение.

Реализуемый ниже подход к исследованию электоральною поведения подчеркивает первостепенное значение институциональных факторов. Среди значимых институциональных установлении отмечают, как правило, тип избираемою института (Типе, 1975), уникамералпзм или бикамерализм (Jackamn and Miller, 1995), а также ту роль, которую выборы И1рают в формировании правительства (Downs, 1957). Однако одним из наиболее значимых является тип электоральной системы (Powell, 1986). Часто утверждают, что сильно диспропорциональные системы благоприятствуют стратегическому голосованию. Долгое время считалось, что избиратели стараются предугадать, какие именно партии имеют шансы на получение мест в парламенте, и стараются избегать “потери” своих голосов на малых партиях, в условиях округов малого размера (Duverger, 1954; Downs, 1957:48; Rae, 1970).

Принято также считать, что одномандатные округа благоприятствуют биполярной структуре электорального соревнования (Taagepera and Shugart, 1989). Утверждается, что при мажоритарной системе (и системе относительного большинства) как политические партии, так и предпочтения избирателей имеют тенденцию организовываться относительно одного социально–экономическою или право–левого измерения. Напротив, система пропорционального представительства благоприятствует многомерной конфигурации социальных расколов (Lijphart, 1984: 127). Предполагается также, что система двух раундов (two–ballot system) благоприятствует формированию лево-правых ориентации вследствие того, что окончательный выбор совершается, как правило, между партиями (кандидатами), которые представляют левый и правый полюсы политического спектра (Percheron and Jennings, 1981). Следовательно, можно предположить наличие различных паттернов электорального поведения в условиях системы пропорционального представительства и системы относительного большинства: если в первом случае избиратели голосуют в соответствии со своими изначальными предпочтениями, то во втором случае, они голосуют исходя из стратегических соображений (Blaisand Nadeau, 1996).

Оценить релевантность этих теоретических ожиданий можно, обратившись к сравнению электоральных предпочтений избирателей, выраженных в 1995 г. по различным частям избирательной системы. Причиной для того, чтобы сосредоточиться на выборах 1995 г., является недоступность полной информации по кампании 1993 г. Исходя из теоретических оснований, можно предположить, что чем больше пропорциональная система благоприятствует пролиферации политических партий, тем сильнее система относительного большинства способствует ограничению их численности (Duverger, 1954; Lijphart [c.226] and Grofman, 1986: Lijphart, 1994). Однако, если рассматривать эти две части “смешанной” системы по отдельности, можно увидеть, что структуры соревнования не дают эмпирического подтверждения этим теоретическим ожиданиям. Трудно предположить, что избиратели вообще оценивают шансы партий на победу, когда они принимают решение голосовать. Как показано в главе Голосова и Яргомской, смешанная несвязанная электоральная формула в целом благоприятствует партийной фрагментации.

В то же время оказывается, что, хотя система относительною большинства неспособна ограничить число партий, она сдерживает количество проблемных измерений, существенно влияющих на структуру межпартийного соревнования (см. табл. 1). Социально-экономическое измерение оказалось безразличным к электоральным правилам. Раскол поддержка – оппозиция режиму оказался в подчиненном положении. Националистический и сельский полюсы соответствующих социальных измерений оказались недостаточно значимыми для формирования социальных расколов. Утверждение о том, что низкий уровень голосов, полученных партийными кандидатами, можно объяснить большим числом независимых кандидатов, справедливо. Однако, если исключить долю голосов, полученных независимыми, распределения голосов для каждой из частей смешанной системы окажутся почти идентичными. Сравним данные по голосованию по системе пропорционального представительства и системе относительного большинства, исключив при этом голоса, полученные независимыми кандидатами (см. табл. 1). Анализ показывает, что не следует преувеличивать влияние электорального законодательства на электоральное поведение. Для лучшего понимания структурных обстоятельств эволюции российской партийной системы имеет смысл обратить больше внимания на социальные расколы, разделяющее общество (см. также: Coppedge, 1997).

Установлено, что все электоральные системы имеют тенденцию к завышению парламентского представительства для более крупных партий и занижению его для более мелких партий, что выражается в распределении парламентских мест (Rae, 1970). Очевидно, что формула пересчета голосов в парламентские места в российской смешанной системе искажает картину электоральных предпочтений. В то же время внимательный анализ механизма этого пересчета подчеркивает некоторые важные особенности электорального поведения. Если партия (блок) не представляет полюса какого–либо социального раскола, электоральная привлекательность этой партии (блока) в системе относительного большинства будет ограниченной. Если партия получает значительную долю голосов в избирательном округе, но оказывается неспособной конвертировать этот успех в парламентские места, это [c.227] ведет к заключению о том, что в широком масштабе эта партия является партией “второго порядка” для системы электоральных предпочтений. Коппедж (Coppedge, 1997: 176) утверждает, что, если партийная система фрагментирована больше, чем соответствующая структура социального раскола, “избиратели выберут ту партию, которая лучше всего представляет блок, сформированный этим расколом, а ее конкуренты отойдут на второй план”. Результаты выборов 1995 г. по системе относительного большинства подтверждают это положение.

Тот факт, что успех ЛДПР в пропорциональной части электоральной формулы сочетался только с одной победой партии в одномандатном округе, подтверждает, что на федеральном уровне ЛДПР была партией скорее “второго”, чем “первого порядка”. Правые партии получили даже меньше голосов, чем националистический блок. Но то, что они выиграли 31 парламентский мандат, ясно демонстрирует, что на уровне агрегированных данных, правый блок занимает место “первого порядка” в системе электоральных предпочтений. Результаты показали, что “первопорядковые” предпочтения избирателей сосредоточены в области социально-экономического измерения и в меньшей степени – в области раскола поддержка – оппозиция режиму (например, НДР, АПР). Только весьма ограниченное число партийных кандидатов, которые держались в стороне от главного идеологического измерения, были избраны в одномандатных округах.

Это различие между “первым” и “вторым порядком” в структуре электоральных предпочтений не совпадает со стратегическим голосованием, как его описал Даунс (Downs, 1957). Очевидно, что только весьма ограниченное количество избирателей голосует стратегически (Blais and Nadeau, 1996). Однако, если рассматривать структуру соревнования по системе относительного большинства, исходя из идеологической перспективы, гипотеза Дюверже о биполярной структуре электоральных предпочтений в условиях системы относительного большинства неожиданно находит подтверждение даже без обращения к предположению о стратегическом голосовании. Следовательно, различие между структурой электоральных выборов “первого” и “второго порядка” отражает приоритет социально–экономического раскола над неэкономическими проблемными измерениями. Эта тенденция была бы еще яснее в случае мажоритарного варианта одномандатной части смешанной электоральной системы. В этом случае поляризация могла бы оказаться еще более четкой (Шевченко, 1998с).

Часто утверждают, что избиратели в одномандатных округах отдают свои голоса прежде всего за местных нотаблей. В случае России система относительного большинства и правда позволила получить парламентское представительство значительному числу “независимых” местных нотаблей. Их электоральные ресурсы стали результатом удачного [c.228] сочетания структурных факторов политического процесса с их собственным социальным статусом. Наиболее могущественные нотабли прекрасно понимают, что участие в политических партиях не предоставляет им значительного преимущества. Но если местным кандидатам недостает собственных политических ресурсов для обеспечения своей электоральной поддержки, им не остается другого выбора, кроме как обратиться к ресурсам идеологической презентации. И здесь лево–правое измерение оказывается более выгодным, чем какое-либо другое. В противном случае, даже будучи успешными в получении доли голосов, кандидаты рискуют не суметь конвертировать их в парламентские места.

2.2. Институциональный дизайн и электоральное поведение

Существуют теоретические основания предполагать, что институциональный дизайн оказывает влияние на формирование основных паттернов электорального повеления. Распределение политических полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти никогда не бывает равным: один представительный институт всегда более могущественный, чем другой (Shugart and Carey, 1992; Shugart, 1996). Установлено также, что на электоральное поведение оказывает влияние тип избираемого института (Niemi and Weisberg, 1976).

Для того чтобы описать влияние, которое оказывают полномочия выборных институтов на электоральное поведение, Рейф и Шмидт (Kelt and Schmitt, 19SO) ввели понятие выборов “первого” и “второго порядка”. “Выборы первого порядка” предлагают избирателям сделать выбор в пользу того, кто должен управлять страной, что является более важным в отношении политических результатов. Эта категория включает парламентские выборы в парламентских системах и президентские – в президентских. “Выборы второго порядка”, напротив, менее значимы, поскольку, несмотря на то, что они способны оказать влияние на партийную политику, они определяют формирование менее значимых государственных учреждений, таких, например, как законодательные собрания в президентских системах. “Выборы второго порядка” обладают несколькими общими особенностями:

– более низкий уровень участия по сравнению с выборами “первого порядка”: поскольку политическая ставка невысока, меньшее количество граждан утруждает себя участием в голосовании;

– в “выборах второго порядка” результат определяется в большей степени популярностью национальных партий в данной стране, чем обращением к вопросам сиюминутной политики или личностями индивидуальных кандидатов в ходе электоральных кампаний; [c.229]

– в “выборах второго порядка” часто наблюдается модель “протестного голосования”, ведущая к неудаче правящей партии, поскольку население рассматривает соревнование как возможность выразить протест администрации–инкумбенту;

– как правило, выгоду от любого протестного голосования против правительства получают прежде всего оппозиционные партии (Norris, 1997: 112; Reifand Schmitt, 1980; Dinkel, 1978).

Таким образом, можно предположить, что электоральное поведение на выборах “второго порядка” определяется главным образом “инструментальной мотивацией”. Инструментальная (или экономическая) теория электорального поведения утверждает, что выбор избирателя основывается на прагматических расчетах, исходя из которых избиратели либо наказывают правительство за проведение неудачной политики, либо поощряют его в случае, если эта политика с их точки зрения оказалась успешной (Downs, 1957). По мнению Фиорины (Fiorina, 1981), принципиальным для электоральною выбора является момент “наказания” правительства за неудачи в экономической политике (см. также: Lewis–Beck, 1988). Голосование за “слабый” представительный институт в еще большей степени отражает оценку населением текущей экономической политики, проводимой правительством. Применимость подобной модели “ретроспективного” голосования была подтверждена некоторыми исследованиями электорального поведения в России (Голосов, 1997b; см. также: Gel’man, 1997:12).

И наоборот, голосование за “сильный” институт является по преимуществу экспрессивным. Изначальная рациональность подобных моделей поведения заключается в том, что голосование за “сильный” институт отражает устойчивые предпочтения избирателей, поскольку именно “сильный” институт способен формировать долговременную политическую стратегию. Итак, в различных типах выборов преобладает соответственно экспрессивный или инструментальный тип голосования в соответствии с тем, как избиратель оценивает избираемый институт: чем сильнее данный институт, тем более вероятно, что определяющей мотивацией для формирования электоральных предпочтений будет экспрессивная мотивация. Очевидно, что бихевиоральные нормы электорального поведения обладают своего рода “обучающим эффектом”: сравнивая раз за разом свои предпочтения с реальными результатами наблюдаемой политики правительства, избиратели постепенно изменяют свою оценку “силы” или “слабости” представительных институтов (Tsebelis, 1990).

Парламентские выборы в России явно попадают в категорию выборов “второго порядка”. В рамках Конституции 1993 г. Государственная Дума является институтом прямого представительства народа, [c.230] однако обладающим относительно слабыми властными полномочиями. Как следствие, черты выборов “второго порядка” могли быть обнаружены в электоральных кампаниях 1993 и 1995 гг. Явка на этих выборах была ниже той, что была зафиксирована в ходе президентской кампании 1996 г. Конечно, низкий коэффициент участия избирателей в ходе кампании 1993 г. можно объяснить, исходя из специфической политической ситуации накануне выборов. Однако относительно низкая явка на выборы 1995 г. может служить основанием для подтверждения вывода о том, что влияние на политическое участие оказали не только обстоятельства текущей политической конъюнктуры, но и факторы системного уровня.

Электоральные кампании 1993 и 1995 гг. были организованы в большей степени относительно идеологических измерений, чем на основании проблем текущей политики. Уровень информационного обеспечения на думских выборах был низок. Поскольку “электоральная ставка” на выборах “второго порядка” была невысока, общая стратегия электорального повеления заключалась в уменьшении усилий на получение информации относительно проблемных измерений избирательной компании. И в этом отношении партийные идеологии служат средствами, с помощью которых избиратель экономит усилия на приобретение информации (Hinich and Munger, 1994). По мнению Даунса, “избиратель находит партийные идеологии полезными потому, что они снимают необходимость соотносить каждый вопрос [электоральной кампании]
со своей собственной философией. Идеологии помогают ему сосредоточить внимание на различиях между партиями... служа своего рода ярлыком, облегчающим избирателю проблему информированности относительно всей совокупности проблем [избирательной кампании]” (Downs, 1957:98). С этой точки зрения, акцентирование своей идеологической позиции оказывается наиболее выгодной электоральной стратегией партии.

В обеих парламентских кампаниях наиболее успешно выступили те партии, которые смогли обеспечить себе узнаваемый и эффектный для избирателя идеологический имидж. Их платформы можно квалифицировать как своего рода кодекс суждений по вопросу “что хорошо и почему”. “Выбор России” на выборах 1993 г., а также КПРФ и “Яблоко” образца 1993 и 1995 гг. являются яркими примерами, подтверждающими этот тезис. Даже НДР, которая характеризовала себя как “команда технократов” имела яркий имидж правительственного избирательного объединения. В то же время голосование за КРО на выборах 1995 г. показало, что недостаток идеологической идентичности не может быть компенсирован харизматическими качествами партийного лидера (А. Лебедь).

Еще одним основанием для эффективности идеологии на поле электоральной политики является крайне высокий уровень [c.231] неопределенности принимаемых политических решении. Безусловно, одной из принципиальных черт демократии является именно неопределенность: институциональные исходы политическою процесса в демократической системе по определению являются до некоторой степени непредсказуемыми. Однако причинные связи между политическим процессом и институциональными исходами в случае поставторитарной России смазаны самим характером переходного периода от авторитарного правления к “чему–то другому” (O'Donnell and Schmitter, 1986).

Поскольку парламентские выборы 1993 и 1995 гг. не были значимы в отношении политических результатов, избиратели оценивали электоральное соревнование прежде всею с точки зрения возможности выразить протест против политики правительства (Tutte, 1975). “Ретроспективная” оценка прошлых заслуг политических инкумбентов стала основой для формирования электоральных выборов. По мнению Колтона (Colton, 1996), экономика стала центральным пунктом стратегии для электорального поведения в ходе кампании 1995 г. Он утверждает, что российские избиратели ориентировались как на “социотропные”, так и на “эгоцентрические” ретроспективные оценки политической ситуации.

Учитывая отсутствие ощутимых успехов в административном управлении экономикой, не следует удивляться тому, что правительственные партии не смогли получить на выборах 1993 и 1995 гг. значительного уровня электоральной поддержки. И напротив, те партии, которые воспринимались как оппозиция правительству, добились значительного успеха. Победы ЛДПР образца 1993 г. и КПРФ образца 1995 г. служат подтверждением этого тезиса. Диспропорциональная система перевода голосов в парламентские места только усилила этот эффект. Идеологические композиции Государственной Думы 1993 и 1995 гг. отражают скорее противостояние, чем разнообразие политических предпочтений избирателей. Можно предположить, что если бы Государственная Дума имела бы большее значение в системе разделения властей, “протестное” голосование не оказало бы такого влияния на формирование российского парламента (Шевченко, 1999).

Принимая во внимание тот факт, что экономические вопросы оказались столь значимыми для формирования электорального поведения, можно было бы ожидать, что те политические силы, которые придерживались “правительственной” правой идеологии, должны были бы потерпеть поражение. Однако голосование за блок правых партий в 1993 и 1995 гг. было не только стабильным (Голосов, 1997а), но и достаточно значительным. Это означает, что часть российских избирателей выразила своим выбором не только протест против правительственной политики, но и свою оценку идеологических приоритетов соревнующихся партий. Можно предположить, что существует [c.232] связь между оценкой индивидуальным избирателем способностей политического актора к решению экономических проблем и его электоральным выбором (Kuechler, 1991). Предполагается, что “избиратели проводят ясную связь между определенной партией и успешными результатами определенного направления правительственной политики” (Budge and Farlie, 1983:25: Anderson, 1995). Таким образом, “перспективная” оценка также может оказывать влияние на политическую экономию партийной популярности.

Часто утверждается, что для контроля над терпящей фиаско российской экономикой необходимо принятие экономических мер неолиберального толка. Подобные меры включают замораживание правительственных расходов, значительные сокращения правительственного дефицита, девальвацию рубля и т.д. Левые политические силы делают акцент на редистрибутивпой политике, которая, по их мнению, может оказать влияние на рост инфляции. Следовательно, выбор политических партий, отдающих предпочтение экономической политике правого толка, может быть более продуктивным в отношении экономических результатов. Как в таком случае избиратель может делать свой выбор, исходя из рациональных расчетов, но в то же время выражая свою негативную оценку политики прежнего правительства? Часть избирателей делает выбор в пользу правых, но оппозиционных партий. Наиболее известной партией, идеология которой артикулируется посредством имиджа “демократической оппозиции”, является “Яблоко”. Это помогает партии сохранять свою популярность среди либеральной части электората.

В отличие от парламентских выборов 1993–1995 гг. президентская кампания 1996г. относится к категории “выборов первого порядка”, результаты которых оказали определяющее влияние на дальнейшее развитие политического процесса. Сравнительно высокая явка продемонстрировала важность этих выборов для избирателей. Конечно высокий уровень участия может быть объяснен отчасти усилиями кандидатов по политической мобилизации населения (Caldeira et al., 1990). Однако подобные усилия прямо связаны со значением, приписываемым выборам. Экспрессивная мотивация электорального поведения имела первоочередное значение для президентской кампании. Ориентация на протестное голосование не оказала значительного влияния на электоральное поведение, несмотря на ухудшающуюся экономическую ситуацию и войну в Чечне. Голосование за “сильный” институт президентства отражает устойчивые политические предпочтения, которые были характерны для избирателей в период советского режима.

Часто указывают на тот факт, что личные качества кандидатов играют важную роль в президентской кампании, поскольку Президент – по определению – является единственным представителем [c.233] этого выборного института. Большая степень наглядности и персональный характер информации о Президенте может означать тот факт, что избиратели, вероятно, получат больше информации о кандидатах на президентское место. Очевидно также, что инкумбент, который несколько лет находился в центре общественного внимания, имеет значительное преимущество в доступе к государственным СМИ и другим ресурсам (Hinckey et al,. 1974). На том основании, что личные характеристики кандидата предоставляют широкое ноле возможностей для влияния на формирования предпочтений избирателей, само это поведение иногда оценивается как иррациональное (Page, 1978). С этой точки зрения, моя оценка электорального поведения на президентских выборах 1996г. как идеологически ориентированного была бы по меньшей мере спорной.

Однако роль личных качеств кандидатов может быть переосмыслена, если принять во внимание другой теоретический подход, центральным для которого является утверждение о том, что оценка кандидата совершенно необязательно носит иррациональный характер. Избиратели могут оценивать личные качества кандидата как информацию, используемую ими для оценки его профессиональных качеств как будущего президента (Dalton and Wattenberg, 1996). Более того, результаты выборов 1996 г. продемонстрировали, что значительное число избирателей сделали выбор в пользу инкумбента, вопреки негативным оценками его личных качеств. Победа инкумбента стала подтверждением скорее значимости его идеологической позиции, чем личных качеств.

3. Электоральное расписание, опыт переходного периода и политические предпочтения избирателей

Считается общепризнанным, что электоральное поведение определяется не только структурными факторами и институциональными условиями системного характера, но также и краткосрочными обстоятельствами текущего политического процесса. По мнению 0'Доннела и Шмиттера (O'Donnell and Schmitter, 19S6), “учредительные выборы” оказывают своего рода “замораживающий” эффект на последующее развитие политического процесса. Можно предположить что этот “замораживающий эффект” сказывается также и на нормах электорального поведения. События переходного периода и роли, сыгранные в этих событиях главными политическими акторами, могут оставить глубокий след в социальной памяти, формируя долгосрочные паттерны электорального поведения. По мнению Пауэрса и Кокса (Powers and [c.234] Сох, 1997: 617), “переход от авторитарного режима [к демократии] является событием принципиального значения, различные интерпретации которого становятся важной часть политической культуры страны”.

Субъективное восприятие событий переходного периода включает не только оценку того, “что случилось”, но также и оценку тех, кто заслуживает наказания или, напротив, поощрения. Установка на наказание является фундаментальной для структурирования электорального поведения по отношению к ведущим политическим акторам. С точки зрения формирования электоральных предпочтений, исследователи считают, что “голосование за реформированную коммунистическую партию является не столько примером личной неудовлетворенности индивидуального избирателя политикой реформ, сколько свидетельством того, как этот избиратель интерпретирует историю переходного периода, того, как он выбирает “виновников” ухудшения экономической ситуации”.

Российские “учредительные выборы” едва ли могут быть квалифицированы как “критическая точка” процесса демократизации. Скорее они были инструментом легитимации распределения властных полномочий в обществе в том виде, в каком оно сложилось к моменту выборов. Однако если бы первые российские выборы, которые могут быть квалифицированы как “учредительные”, были проведены в 1991 г., история российского перехода к демократии носила бы совершенно иной характер (см. главу 1). Таким образом, электоральное расписание является важным элементом переходного процесса. Более того, оно оказывает существенное влияние на структурирование бихевиоральных рамок электорального поведения в долгосрочной перспективе.

Часто популярность нового правительства, которую оно имеет в начале своего срока, уменьшается с течением времени (так называемый “эффект медового месяца”). Пик популярности правительства проходит, как правило, раньше дня голосования. Доля голосов, полученных президентской партией, обычно выше, если парламентские выборы проводятся перед выборами Президента, и ниже, если они следуют после президентской кампании. Таким образом, голосование за оппозиционное большинство выступает следствием предшествующей президентской кампании, но крайне редко имеет место в случае проведения парламентских выборов вслед за президентскими (Shugart, 1995). Подобный феномен, основанный на динамике электоральных циклов, может совершенно не зависеть от экономической ситуации в стране (Anderson, 1995:43). Следовательно, можно предположить, что если бы парламентские выборы 1993 и 1995 гг. были проведены вскоре после президентской кампании, их результаты могли бы быть заметно иными. [c.235]

Часто утверждают, что российский вариант “перехода к демократии” был “навязан сверху” и роль переговоров между старой и новой элитами была весьма ограниченной (Karl and Schmitter, 1991; глава 1). После попытки государственного переворота в августе 1991 г. Ельцин и его команда получили беспрецедентные полномочия для формирования и реализации программы политических реформ. В этих условиях нельзя было уйти от ответственности за проведение публичной политики. Результатом концентрации политической и экономической власти в руках Президента стал рост популярности коммунистических сил. Потеряв руководство, коммунистическая партия смогла избежать ответственности за неудачи правительственной политики. В общественном восприятии коммунисты не несли бы ответственности за ухудшение экономической ситуации в поставторитарный период.

Для более адекватного анализа результатов думских выборов 1993 и 1995 гг. следует совместить в рамках одного теоретического подхода факторы электорального расписания и эффекты субъективного восприятия событий переходного периода. По отношению к формированию партийной системы и выборы 1993 г., и выборы 1995 и 1996 гг. могут быть квалифицированы как “учредительные”. Однако есть существенные отличия между электоральным поведением на первых (1993 г.) и вторых (1995 г.) “учредительных выборах”. Первые поставторитарные выборы состоялись через два года после коллапса советского режима. К 1993г. резкое ухудшение экономики благоприятствовало “протестному” голосованию в пользу оппозиционных партий и отказу от поддержки проправительственных партий. Более того, ко времени первых постсоветских выборов избиратели изменили свою оценку относительной значимости исполнительной или законодательной ветви власти. Опыт предшествующих политических событий мог стать свидетельством в пользу “слабости” парламента. Это усилило инструментальный характера голосования на выборах 1993 г.

Вследствие некоторых непредсказуемых последствий Конституции 1993 г. никто не мог быть уверен, что Государственная Дума станет более влиятельной, чем предшествующий Съезд народных депутатов. Это, вероятно, могло проявиться в том, что электоральное поведение на первых выборах имело до некоторой степени экспрессивный характер. Экспрессивное голосование в России означает поддержку некоммунистических (хотя и необязательно демократических) политических сил. Результатом стала широкая электоральная поддержка такой оппозиционной, но некоммунистической партии, как ЛДПР. И хотя в субъективном восприятии избирателей коммунисты не несли ответственности за ухудшение экономической ситуации, а значит, заслуживали поощрения, некоммунистическая идентификация большинства российских избирателей стала препятствием для [c.236] электоральной победы коммунистов. Несмотря на то, что такие случайные факторы, как успешная публичная кампания Жириновского, выполненная в значительной степени с помощью СМ И (Golosov, 1998), оказали влияние на электоральные результаты этих ЛДПР, “учредительный” характер первых выборов придал их итогам далеко выходящее за рамки сиюминутного контекста значение.

То, что парламентские выборы 1995 г. стали вторыми в условиях нового режима, тоже сказалось на их результатах. Избиратели больше не были настроены на голосование в соответствии со своими устойчивыми предпочтениями. События 1993–1995 гг. внесли свой вклад в переопределение общественной значимости института Государственной Думы. Неспособность ЛДПР сохранить свой имидж главной оппозиционной партии положительно сказалась на успехе реальной оппозиции – КПРФ. В отличие от кампании 1993 г., компартия была оценена как заслуживающая электорального поощрения. Более того, статус парламентского меньшинства в Думе 1993 г. обеспечил публичному имиджу компартии свободу от ответственности за неудачи правительственной политики. Парадоксально, но в поставторитарных обществах для любой партии оказывается более благоприятной скорее относительная неудача, чем явный успех на “учредительных выборах”. Таким образом, электоральный успех КПРФ следует интерпретировать, принимая во внимание не только ухудшение экономической ситуации и политические ошибки ЛДПР, но и с учетом истории поставторитарного политического режима.

Президентская кампания 1996 г. продемонстрировала пределы электоральной инженерии. Ожидалось, что соревнование за президентский пост, проведенное всего через полгода после триумфальной победы оппозиции в декабре 1995 г., приведет к поражению инкум–бента. Более того, память о той роли, которую Президент сыграл в поставторитарный период, могла сказаться на желании избирателей обвинить его в наступлении “плохих времен”. Однако эти ожидания не подтвердились. Сочетание структурных факторов и институциональных условий системного уровня оказалось более значимым, чем процедурные факторы и кратковременные политические стратегии. История российских “учредительных выборов” ясно свидетельствует в пользу продолжающегося процесса демократизации, несмотря на действия политических лидеров, представляющих сторону как оппозиции, так и инкумбента. [c.237]

Литература

Андреев А. (1997). Политический спектр России: Структура, Идеологии. Основные Субъекты. – Москва.

Афанасьев М. (1995). Поведение избирателей и электоральная политика в России. // Полис. 3.

Будилова Е. и др. (1996). Электораты ведущих партии и движении на выборах 1995 г. (многомерно–статистический анализ). // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 2.

Выборы (1996). Выборы депутатов Государственной Думы 1995 г.: электоральная статистика. – М.: Весь Мир.

Головин В. (1997). Поражение либерализма в России: социально–экономические причины. // Партии и движения Западной и Восточной Европы. / Под ред. В. Любина. – М.: ИНИОН РАН.

Голосов Г. (1997а). Пределы электоральной инженерии: смешанные несвязанные избирательные системы в новых демократиях. // Полис, 3.

Голосов Г. (1997b). Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов 1996 года. // Полис, 4.

Голосов Г.В. (1997с). Роль идеологии н процессе формирования посткоммунистических партийных систем: Восточная Европа и Россия // На путях политической трансформации? Политические партии и политические элиты постсоветского периода / Под. ред. Ю. Абрамова. – М.: МОНФ.

Петренко Е. (1997). Региональные выборы: предварительные результаты. // Власть, 1.

Петров Н. (1996). Анализ результатов выборов 1995 г. в Государственную Думу России по округам и регионам. // Парламентские выборы 1995 года в России. / Под ред. М. Макфола и Н. Петрова. – М.: Московский Карнеги Центр.

Тимошенко В. (1996). Российские партии, движения и блоки на выборах в Государственную Думу 17 декабря 1995г.: опыт, проблемы, перспективы. // Вестник МГУ, сер. 12, 3.

Холодковский К. (1997). Политические партии России и выборы 1995–1996 гг. // Мировая экономика и международные отношения, 2.

Чугров С. (1996). Электоральное поведение российских регионов. // Мировая экономика и международные отношения. 6.

Шевченко Ю. (1998а). Между экспрессией и рациональностью. Об изучении электорального поведения в России. // Полис, 1.

Шевченко Ю. (1998b). Политическое участие в России. // Pro et Contra, 3(3).

Шевченко Ю. (1999). Конфликт между ветвями власти и электоральное поведение в России. // Мировая экономика и международные отношения. 1.

Anderson С. (1995). Blaming the Government. Citizens and the Economy in Five European Democracies. – Armonk, London: М.Е. Sharpe.

Bartolini S., Mair P. (1990). Identity, Competition and Electoral Availability: The Stabilisation of European Electorates, 1885–1985. – Cambridge: Cambridge University Press.

Belin L., Orttung R.W. (1997). The Russian Parliamentary Elections of 1995: The Battle for the Duma. – Armonk: М.Е. Sharpe.

Berelson B. et al. (1954). Voting: A Study of Opinion Formation in a Presidential Campaign. Chicago: University of Chicago Press. [c.238]

Blais A., Nadeau R. (1996). Measuring Strategic Voting: ATwo–Step Procedure. // Electoral Studies, 15 (1).

Bogdanor V. (1990). Founding Elections and Regime Change. // Electoral Studies, 9 (4).

Breslauer G.W. (1992). In Defense of Sovietology. // Post Soviet Affairs. 8(3).

Budge I., Farlie D. (1983). Explaining and Predicting Elections: Issue Effects and Party Strategies in Twenty–Three Democracies. – New York: Alien & Unwin.

Budge I., Crewe I., Farlie D. (eds.) (1976). Party Identification and Beyond: Representations of Voting and Party Competition. – New York: Wiley.

Caldeira G.A., Clausen A.R., Paterson S.C. (1990). Partisan Mobilization and Electoral Participation. // Electoral Studies. 9(3).

Campbell A. et. al. (1960). The American Voter. – New York: Wiley.

Colton T.J. (1996). Economics and Voting in Russia. // Post–Soviet Affairs. 12(4).

Converse P.E. (1974). Some Priority Variables in Comparative Electoral Research. // Rose R. (ed.). Electoral Behavior: A Comparative Handbook. – New York: Free Press.

Coppedge М. (1997). District Magnitude, Economic Performance, and Party–System Fragmentation in Five Latin American Countries. // Comparative Political Studies. 30(2).

Dalton R.J., Wattcnberg M.P. (1996). The Not So Simple Act of Voting. // Finifter A.W. (ed.). The State of the Discipline 11. – Washington DC: American Political Science Association.

Dinkel R. (1978). The Relationship Between Federal and State Elections in West Germany. // Kaase М. , von Beyme K.(eds.). Elections and Parties. – London: Sage Publications.

Downs A. (1957). An Economic Theory of Democracy. – New York: Harper.

Duverger М. (1954). Political Parties. – London: Methuen.

Evans G., Whitefield S. (1993). Identifying the Bases of Party Competition in Eastern Europe. // British Journal of Political Science. 23(4).

Evans G., Whitefield S. (1995). Social and Ideological Cleavage Formation in Post–Communist Hungary. // Europe–Asia Studies. 47(7).

Fiorina М. (1981). Retrospective Voting in American National Elections. – New Haven: Yale University Press.

Fish M.S. (1995). Democracy/arm Scratch. Opposition and Regime in a New Russian Revolution. – Princeton, NJ: Princeton University Press.

Gel'man V. (1997). Understanding Russian Elections: In Search of Paradigms. Paper presented at the Third Berlin Conference on Elections and Democratic Consolidation: East European Research Networks, Berlin.

Golosov G.V. (1996). Modes of Communist Rule, Democratic Transition, and Party System Formation in Four East European Countries. – Seattle: Henry М. Jackson School of International Studies, University of Washington.

Golosov G.V. (1998). Who Survives? Party Origins, Organizational Development, and Electoral Performance in Postcommunist Russia. // Political Studies, 46(3).

Hahn J.W. (1993). Continuity and Change in Russian Political Culture. // Fleron F.J., Hoffman E.P. (eds.). Post–Communist Studies and Political Science. – Oxford: Westview Press.

Hinckley B. et. al. (1974). Information and the Vote: A Comparative Election Study. // American Politics Quarterly, 2.

Hinich М., Munger M.C. (1994). Ideology and the Theory of Political Choice. – Ann Arbor: Michigan University Press. [c.239]

Horowitz D.L. (1985). Ethnic Groups in Conflict. – Berkley and Los Angeles: University of California Press.

Hough J.F. (1994). The Russian Election of 1993: Public Attitudes Toward Economic Reform and Democratization. // Post–Soviet Affairs. 10(1).

Jackman R.W., Miller R.A. (1995). Voter Turnout in the Industrial Democracies During the 1980s. // Comparative Political Studies, 27(4).

Karl T.L., Schmitler P.C. (1991). Modes of Transition in Latin America, Southern and Eastern Europe. // International Social Science Journal, 128.

Kitschelt H. (1992). The Formation of Party System in East Central Europe. // Politics and Society. 20(1).

Kitschelt H. (1995). Formation of Рапу Cleavages in Post–Communist Democracies. // Party Politics, 1(4).

Koulov B. (1995). Geography of Electoral Preferences: The 1990 Great National Assembly Elections in Bulgaria. // Political Geography, 14(3).

Kuechler M. (1991). Public Perceptions of Parties' Economic Competence // Norpoth H., Lewis–Beck M.S. and Lafay J.-D. (eds.). Economics and Politics: The'Calculus of Support. – Ann Arbor: University of Michigan Press.

Lewis–Beck M.S. (1988). Economics and Elections. – Ann Arbor: University of Michigan Press.

Lijphart A. (1984). Democracies– Patterns of Majoritarian and Consensus Government in Twenty–One Countries. – New Haven and London: Yale University Press.

Lijphart A. (1994). Electoral Systems and Party Systems: A Study of Twenty–Seven Democracies, 1945–1990. – Oxford: Oxford University Press.

Lijphart A., Grofman B. (eds.) (1986). Electoral Laws and Their Political Consequences. – New York: Agathon Press.

Lipset S.M. (1959). Some Social Requisites of Democracy: Economic Development and Political Legitimacy. // American Political Science Review, 53.

Lipset S.M., Rokkan S. (eds.) (1967). Party Systems and Voter Alignment. – New York: Free Press.

Maguire M. (1983). Is There Still Persistence? Electoral Change in Western Europe, 1948–1979, in Daalder H., Mair P. (eds.). Western European Party Systems Continuity and Change. – London: Sage.

Maravall J.M. (1997). Regimes, Politics and Markets: Democratiiation and Economic Change in Southern and Eastern Europe. – Oxford: Oxford University Press.

Medvedkov Y. et. al. (1996). The December 1993 Russian Elections: Geographical Patterns and Contextual Factors. // Russian Review, 55.

Moser R.G. (1995). The Impact of the Electoral System on Post–Communist Party Development: The Case of the 1993 Russian Parliamentary Elections. // Electoral Studies. 14(4).

Niemi R.G., Weisbcrg H.F. (eds.) (1993). Controversies in Voting Behavior. – 3rd ed. – Washington, DC: Congressional Quarterly Press.

Norris P. (1997). Second–Order Elections Revisited. // European Journal of Political Research. 31(1/2)/

O'Donnell G., Schmitter P.S. (1986). Transitions from Authoritarian Rule: Tentative Conclusions About Uncertain Democracies. – Baltimore: Johns Hopkins University Press.

Page B. (1978). Choices and Echoes in Presidential Elections. – Chicago: University of Chicago Press.

Percheron A., Jennings M.K. (1981). Political Continuities in French Families: A New Perspective on an Old Controversy. // Comparative Politics, 13(4). [c.240]

Powell G.B. (1986). American Voter Turnout in Comparative Perspective. // American Political Science Review, 80.

Powers D.V., Cox J.H. (1997). Echoes from the Past: The Relationship Between Satisfaction with Economic Reforms and Voting Behavior in Poland. // American Political Science Review, 91(3).

Rabkin R. (1996). Redemocratisation, Electoral Engineering, and Party Strategics in Chile: 1989–1995. // Comparative Political Studies, 29(3).

Rae D.W. (1970). The Political Consequences of Electoral Laws. – 2nd ed. New Haven: CT: Yale University Press.

Keif K., Schmitt H. (1980). Nine Second–Order National Elections: A Conceptual Framework for the Analysis of European Election Results. // European Journal of Political Research, 8.

Rivera S.W. (1996). Historical Cleavages or Transition Mode? // Parly Politics, 2(2).

Rose R. (ed.) (1974). Electoral Behavior: A Comparative Handbook. – New York: Free Press.

Rose R. (ed.) (1997). Voter Turnout from 1945 to 1997: A Global Report on Political Participation. – 2nd ed. – Stockholm: International Institute for Democracy and Electoral Assistance (IDEA).

Sakwa R. (1995). The Russian Election of December 1993. // Europe–Asia Studies, 47(2).

Sartori G. (1976). Parties and Party Systems: A Framework for Analysis. – Cambridge: Cambridge University Press.

Shevchenko I. (1998с). Voters' Behavior, Social Cleavages, and Electoral Systems in New Eastern European Democracies. Paper presented at the First ECPR Ph.D. Summer School on Challenges to European Parties and Party Systems, Lbneburg.

Shugart M.S. (1995). The Electoral Cycle and Institutional Sources of Divided Presidential Government. // American Political Science Review, 89(2).

Shugart M.S. (1996). Executive–Legislative Relations in Post–Communist Europe. // Transition, 2.

Shugart M.S., Carey J.M. (1992). Presidents and Assemblies: Constitutional Design and Electoral Dynamics. – Cambridge: Cambridge University Press.

Steen A. (1997). Cleavage Structures. Elite Configurations, and Democracy in Post–Communist Countries: The Case of Baltic Stales. Paper presented at the ECPR Joint Session of Workshops, Bern.

Taagepera R., Shugart M.S. (1989). Seats and Votes. – New Haven: Yale University Press.

Tsebelis G. (1990). Nested Games: Rational Choice in Comparative Politics. – Berkeley: University of California Press.

Tufte E. (1975). Determination of the Outcomes of Midterm Congressional Elections. // American Political Science Review, 69.

Turner A.W. (1993). Postauthoritarian Elections. Testing Expectations About 'First' Elections. // Comparative Political Studies, 26(3).

Urban M. (1994). December 1993 as a Replication of Late–Soviet Electoral Practices. // Post–Soviet Affairs, 10(2).

White S., Rose R., McAllister I. (1997). How Russia Voles. – Chatham, New Jersey: Chatham House Publishers, Inc.

Wyman M. (1996). Development in Russian Voting Behavior: 1993 and 1995 Compared. // Journal of Communist Studies and Transition Politics, 12(3). [c.241]

Далее:
Заключение
Е.Ю. Мелешкина. Вступая в новый избирательный цикл...

К оглавлению

Примечание

1 Различные классификации партий, выступивших в выборах 1995 г., см.: Андреев, 1997; Чугров, 1996; Голосов, 1997с; Холодковский, 1997; Тимошенко, 1996.

Вернуться к тексту

 

Карта сайта

Реклама:
Обучают изготовлению трафаретных печатных форм в офисе мастера.
Лучшая защита чести и достоинства реферат в Питере.
 
Реклама:
Hosted by uCoz